Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Содержанием специальности "Философия
науки и техники" является исследование исторически
сложившихся и своеобразно проявляющихся в современных
условиях всесторонних и многообразных взаимоотношений
и взаимодействий философии, науки и техники. Эти
взаимоотношения существовали и существуют на протяжении
нескольких тысячелетий. На ранних этапах развития
человеческого познания философия и наука составляли
единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими
мировоззренческими, гносеологическими и методологическими
особенностями, являющимися предметом философского
исследования. После выделения из философии математики и
других наук в самостоятельные области научного познания
между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения,
благодаря которым многие идеи и принципы познания,
разрабатываемые в области философии, способствовали
прогрессу науки. Со своей стороны, достижения конкретных
наук способствовали возникновению новых учений и
направлений в философии. К компетенции философии науки
и техники относится исследование проблем роли и значения
фундаментальных научных исследований для развития техники и,
наоборот, роли и значения техники для развития "чистого"
знания. Областью научных интересов философии всегда была
проблема и генезиса науки и техники, и роли социальных
факторов в этом процессе. Философия оказывала и продолжает
оказывать заметное влияние на формирование методологических
принципов современных научных исследований. Существенную
роль в истории науки играли философские дискуссии,
которые способствовали становлению и развитию базовых
моделей предмета научных исследований. В условиях
научно-технического прогресса одной из основных задач
философии науки и техники является исследование их статуса
в современном обществе и их значения для его будущего
развития. [Материалы ВАК]
1. Предмет философии
Философия (с
греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного
сознания; учение об общих принципах бытия и познания,
об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления. Философия
вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место
человека в нем; она исследует познавательные ценности,
социально-политическое, нравственное и эстетическое
отношение человека к миру.
В изучении природы философов
интересовали вопросы возникновения и строения мира,
первооснова сущего, из которого все возникает, и в которое
все превращается.
Философы думали о наилучшем устройстве
общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы
нравственности, свободы.
Предметом раздумываний являлся
и сам человек, его ум, чувства, язык, мораль.
Философия
теоретически сформулировала мышление, как система самых
общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре
философии находится человек в его соотношении с природным и
социальным миром.
В центре внимания философии находится
человек с его природным и социальным миром. Что имеется
ввиду?
1. Человечество не как объект в философии,
но как субъект (творец, деятель).
2. Философия
рассматривает человека не просто как субъект, но человека
в его отношении к миру.
Она должна определять то
конкретное и уникальное место, которое занимает человек в
универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки
невозможна никакая активно-творческая деятельность
человека.
3. Философия должна ответить на центральный
вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к
миру, на основании вопроса философии о первичности объекта
или субъективности бытия.
o о формах отражения субъектом
мира объектов;
o о способах истинности субъективного
образа объективного мира.
4. Философия должна освободить
человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному
восприятию мира, т. е. Выполнить миссию методологического
чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и
вообще частнонаучного знания.
5. Философия должна
обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса
познания вообще.
2. Философия как теоретический тип
мировоззрения
Каждый человек сталкивается с проблемами,
обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается
ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое
место занимает закономерность, а какое - случай? Положение
человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные
возможности человека? Что есть истина и как ее
отличить от лжи?
Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и
зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или
иной вопрос определяет направление жизнедеятельности
человека.
Философия призвана правильно решить эти
вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся
взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности.
Эти проблемы нашли решение
задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы
не просто философия, а мировоззрение.
Мировоззрение
шире, чем философия. Понимание мировоззрения связывается
всегда с философскими взглядами. Любая философия
является мировоззрением, но не всякое мировоззрение
философично.
Философия - это теория мировоззрения,
она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы
знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно
быть оценено, т. е. освещено лучами нашего к нему
отношения.
Ценностно-нормативный компонент включает
в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное
назначение этого компонента в том, что бы человек
опирался не только на обобщенные знания, но и мог
руководствоваться общественными идеалами.
Ценность -
свойство того или иного предмета, удовлетворяющего
потребности людей в системе. Наверху иерархии
ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном
мировоззрении это бог.
В этих ценностях есть
обязывающий момент. Нормы являются тем средством,
которое связывает ценностно-значимое для человека с его
практическим поведением.
Чтобы нормы, знания, ценности
реализовались в практических поступках и действиях,
необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения,
идеалы.
Выработка психических установок на возможность
действовать. Формирование этой установки осуществляется
в эмоционально-волевой составляющей.
Мировоззрение
- реальная готовность человека к определенному типу
поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение
складывается под воздействием социальных условий,
воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой
зрелости личности являются поступки, дела.
По
характеру формирования и способу функционирования можно
выделить жизненно-практический и теоретический уровень
мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной
философией. Теоретический уровень - религия, традиции,
образование, духовная культура, профессиональная
деятельность. Здесь очень часто присутствуют
предрассудки.
К теоретическому уровню, наряду с наукой
принадлежит философия, которая претендует на теоретическую
обоснованность не только как содержания, так и способов
достижения обобщенных знаний действительности, а также
норм, ценностей, идеалов.
Сущность философского
мировоззрения не исчерпывается ответом на вопросы о том,
что принимается за первичное - материальное или идеальное
и признается ли познаваемость мира. Для характеристики
любой философской системы важно так же учитывать, какой
метод познания используется при философском рассмотрении
окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии,
то увидим, что существуют два основных метода познания,
два взаимно противоположных способа мышления - диалектика
и метафизика.
Диалектика - слово греческое. Древние
мыслители понимали под диалектикой такой способ ведения
беседы, споров, посредством которого раскрываются
противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и
уточняются понятия. Позже под диалектикой стали понимать
философский метод, т. е. общие правила и средства познания
окружающего мира, тот способ, с помощью которого мышление
изучает данный предмет.
Диалектика рассматривает мир как
единое, связанное целое. Она исходит из того, что все вещи,
явления, а также наши понятия как их мысленные отражения
находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и
противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу,
историю и человеческое мышление требует исследования
изучаемого предмета во всех его связях и отношениях,
прослеживания действительной истории его развития,
раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого
процесса его изменения.
Метафизика тоже слово
греческое. В древности оно означало учение о началах
всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали
понимать такой способ мышления, при котором предметы
и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как
неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних
противоречий.
История философии начиная с древних
времен и до наших дней насыщена борьбой материализма
и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой
философских взглядов, философских мировоззрений нужно
видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил -
определенных классов и социальных групп.
Мировоззрение
- необходимая составляющая человеческого сознания,
познания. Это не просто один из его элементов в ряду
многих других, а их сложное взаимодействие. Говоря о
мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе,
имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории
предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и
нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты
интеллектуального, эмоционального, духовного настроя
той или иной эпохи. Но в реальной действительности
мировоззрение формируется в сознании конкретных людей
и используется личностями и социальными группами
в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А
это значит, что, кроме типовых, суммарных черт,
мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве
групповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение
- образование интегральное. В состав мировоззрения
входят и играют в нем важную роль обобщенные знания -
повседневные, или жизненно-практические, профессиональные,
научные.
Мировоззрение - это совокупность взглядов,
оценок, принципов, определяющих самое общее видение,
понимание мира, места в нем человека и вместе
с тем жизненные позиции, программы поведения,
действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде
представлены познавательная, ценностная и поведенческая
подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение - система
взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
в целом. Мировоззрение в широком смысле включает
в себя совокупность всех взглядов на окружающий
мир, на явления природы и общества: философские,
общественно-политические, этические, эстетические,
естественнонаучные воззрения и т.д.
Основное ядро
всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном
смысле слова, составляют философские взгляды. Главным
вопросом мировоззрения является основной вопрос
философии, т. е. вопрос об отношении мышления к бытию,
сознания к материи. В зависимости от того, что считается
первичным - материя или сознание, существуют два основных
вида мировоззрения, два основных философских лагеря:
материалистический и идеалистический.
Мировоззрение
является отражением материального общественного бытия
людей. Оно зависит от уровня человеческих знаний,
достигнутых в данный исторический период, а также от
господствующего общественного строя. Мировоззрение,
следовательно, имеет исторический характер. С
развитием общества изменяется и мировоззрение людей. В
антагонистическом классовом обществе не может быть единого
мировоззрения. Мировоззрение в классовом обществе носит
классовый характер; господствующим мировоззрением является
мировоззрение господствующего класса.
Мировоззрение
имеет не только теоретическое, познавательное, но и
огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир
в целом, оно определяет отношение людей к окружающему миру
и служит руководством для действия. Передовое, научное
мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и
общества, направляет деятельность людей в соответствии с
прогрессивным развитием общества и тем ускоряет развитие
общества.
3. Мифология и религия как исторические типы
мировоззрения.
Мировоззрение - система представлении
о мире и месте в нем человека, об отношении человека
к окружающей действительности и самому себе, а также
обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это
способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и
практического подхода к действительности.
Мифологическое
мировоззрение основано на системе мифов, которые
не имеют конкретных авторов - их творцами является
народ. Мифологизм присущ первобытному обществу: человек
еще окончательно не выделился из природы, не существует
осознанной границы между природным и социальным,
объективным и субъективным, возможным и действительным,
желаемым и существующим. Система мифов как бы помогала
? вписаться? в окружающий мир, таящий в себе опасность
непредвиденных и непонятных событий и явлений. Иногда
в мифологических сюжетах видят только вымысел, и он
действительно присутствует, но не это главное. Социальная
роль фантастических построений заключалась в том, что в
них в своеобразной метафорической форме аккумулировался
социально-исторический опыт предшествующих поколений,
по взаимодействию с природой и регулированию общественных
отношений, объяснению окружающего мира и т.д. Сказание,
предание о прошлом в образно-эмоциональной форме играло
роль прецедента, которому необходимо было неукоснительно
следовать: миф воспринимался как высшая реальность, не
подлежащая ни малейшему сомнению, как живое, телесное,
реальное бытие. В мифе возможно все. Человек как бы
покорял, подчинял себе окружающий мир, но не в реальности,
не в действительности, а в сознании; используя силу
воображения, фантазии ? очеловечивал? природу (отсюда ее
всеобщая одушевленность). Мифологическое мировоззрение -
это форма организации образа жизни на ранних ступенях
общественного развития, способ ориентирования века в
природной и социальной среде. А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин и
др. всесторонне исследовали роль и значение мифологии в
развитии культуры прошлого и настоящего.
На ранних
ступенях развития истории наряду с мифологическим
возникло и религиозное мировоззрение. Как и мифология,
религия также обращается к фантазии и чувствам, формирует
ценностное отношение к миру, нравственные нормы образа
жизни и поведения. На самых ранних ступенях общественного
развития религия и мифология составляли одно целое. Но
по мере дифференциации общественного сознания они
стали существенным образом отличаться друг от друга,
образуя различные мировоззренческие формы. Специфической
особенностью религии является наличие культа, т.е. системы
обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение
со сверхъестественным существом - Богом.
Развитая
религия характеризуется различными формами культа,
которые пронизывают пространство и время человеческого
существования, где воедино слиты смысл человеческого
бытия и священная история, пронизывающая повседневную
жизнь от рождения до смерти, что придает смысл человеческой
жизни. Религиозное мировоззрение носит характер вероучения,
содержит духовно-практическую направленность. Главной
целью любого вероучения является поиск правильного
жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих
трансцендентному, потустороннему миру. В этом проявляется
более глубокое осознание человеком своих потребностей и
запросов, человеческой сущности вообще. Именно религиозное
мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные
и другие ценности, активно культивировало ? вечные? чувства
любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости,
долга и другие. Также как мифология религия призвана была
помочь человеку преодолеть ? нечеловеческие? условия
существования, преодолеть житейские трудности. Говоря
об этой стороне религиозного мировоззрения, философ,
теолог, исследователь истории религии Р.Гвардини
отмечал, что по подлинной осмысленности человеческого
существования эпоху господства религиозного мировоззрения
- Средневековье - ? можно приравнять к высочайшим
эпохам человеческой истории?.
Философия, как уже
отмечалось в предшествующей теме, характеризуется
теоретическим отношением к действительности. Поэтому в
отличие от других, философское мировоззрение опирается
на рациональную обоснованность принципов познания и
действия: именно разум выносит окончательный вердикт об
их соответствии или несоответствии ценностно-смысловым
ориентирам исторического времени. Философия выполняет
функцию теоретического мировоззрения, опирается на
все предшествующие способы освоения мира, активно
использует их возможности, особенности и тем самым
аккумулирует опыт духовного развития.
Формирование
мировоззренческих представлений осуществляется через
осознание людьми собственных интересов, потребностей,
нужд, которые, в свою очередь, определяются уровнем
общественно-экономического развития, ступенью развития
цивилизации. Объективная данность репродуцирует возможности
и потребности универсального человека, которые в
предельно общем виде выражает мировоззрение. Подобное
"миросозидание" присуще всем формам мировоззрения и
философия активно использует этот опыт, "переводит"
его на язык понятий, логики, теории, раскрывает новые
возможности его использования.
Возникновение понятий
коренным образом изменяет форму, строй, возможности
мышления. Понятие - это духовное образование, которое
рассматривает предметы, явления, фрагменты реальности в
совокупности присущих им единичных и всеобщих свойств и
качеств, проявляющихся в универсальной связи и развитии
мира. В процессе формирования понятий осуществляется выход
за пределы того, что непосредственно дано в чувственном
опыте. Понятие не имеет образа - аналога и отражает
признаки и отношения, присущие широкому кругу предметов,
фиксирует их существенные свойства. Развитие понятий
связано с все более глубоким и всесторонним охватом,
выявлением сторон и свойств предметов. Самые общие
понятия, составляющие фундамент философского отношения
к миру выступают в роли категорий. Теоретическое
мышление посредством абстракций, обобщений, сравнений,
идеализациий преодолевает границы образно-чувственного
восприятия, вскрывает существенные связи и отношения
мира и человека, выявляет новые горизонты познания
и осмысления действительности. Безальтернативность
мифологического мышления, следование сакральному
образу как непререкаемой норме мысли и действия
сменилось безграничной свободой в поиске сущности,
плюрализмом понятий, идей, теорий. Сила традиции,
основанной на эмпирическом опыте прошлого сменилась
теоретически обоснованной убежденностью в необходимости
ее преодоления.
Возможность понятийного, теоретического
мышления укоренена в сознании, языке. Слово уже содержит в
себе определенное обобщение. Философия эксплицировала это
фундаментальное свойство, преобразовало его в основное
средство своей деятельности и, тем самым, "разбудила"
ранее дремавшие неисчерпаемые потенции разума в познании
и понимании бытия. Все сказанное является основательным
поводом сравнить возникновение философского мировоззрения
с "интеллектуальным взрывом", изменившим образ мысли
и образ действий людей.
Понятийное мышление тесно
связано с определенными правилами, нормами, процедурами,
систематизированных в формальной логике. Не случайно,
возникновение философского мировоззрения совпало с
появлением первой системы выводного знания, автором которой
стал величайший философ древности - Аристотель. Законами
силлогистики активно занимались и его предшественники:
индийские логики IV-V вв. до н.э., античные философы
Демокрит, Платон и другие. Одновременно происходит
становление и развитие диалектической логики, как учения
о противоречивом характере развития понятий, отражающих
исторический прогресс человеческого духа.
Возникновение
теоретического мышления сделало возможным раскрыть
механизм мировоззренческого процесса, его укорененность
в человеческой деятельности. Всеобщие характеристики
социокультуры, которые в предельно обобщенном виде
выражают потребности, нужды, возможности, представления
о мире, приобретают форму объективных норм миропонимания,
мироосмысления, жизнестроительства. Нераздельное единство
природного и социального бытия, постоянно воспроизводимого
в деятельности и обладающего характерными чертами
определенной эпохи, проявляется как два разнонаправленных
и одновременных движения: от человека к миру и от мира
к человеку. По праву рождения индивид застает "свое"
человеческое место, которое он еще должен занять. В
напряженном взаимодействии существующего и должного
прослеживается глубокая противоречивая связь между
регулятивной функцией мировоззрения и свободой: человек
делает свободный выбор, который проявляется как воля к
самореализации всеобще-человеческого.
В реальной жизни,
в мире обыденности, индивид воспроизводит не только свой
непосредственный и неповторимый мир текущих интересов,
потребностей, прагматизма, здравого смысла. Его постоянно
волнует - радует или печалит, тревожит или успокаивает -
нечто другое, выходящее за рамки его индивидуальности. Это
"другое" умопостигается, осмысливается, переживается
индивидом как мир, не принадлежащий ни к природе, ни
к обществу. Это трансцендентальный мир "высших истин",
"всеобщего добра", "подлинной красоты и справедливости"
постоянно присутствует в деятельности индивида и
проявляется в противостоянии сиюминутным желаниям, силе
"текучки", обыденности, в волевых усилиях, действиях
направленных вопреки себе. В результате осуществляется
корректировка поведения, критическому суду разума
подвергаются устоявшиеся взгляды и представления,
происходит бескомпромиссная борьба альтернатив, сомнения
обуревают душу человека, требуют исхода в выборе. Все
это зачастую связано с мучительной внутренней борьбой,
драмой личного существования. Подобная настроенность, в той
или иной мере, постоянно переживаемая каждой личностью,
определяется установкой - "совесть не позволила". Это
глубоко внутренний, экзистенциональный, напряженный
процесс лежит в основе "работы" человеческого духа
по производству и воспроизводству всеобщих ценностей,
смыслов и идеалов, призывающих индивида занять должное
место, принадлежащее ему. Это не просто призыв к
любой деятельности, а к такой, которая затрагивает
существенные стороны бытия личности. Это борение духа
осуществляемого на грани возможного и невозможного, сущего
и должного, допустимого и недопустимого, человеческого и
нечеловеческого, ведущего к поступку, высшим проявлением
которого становится духовный подвиг. В русской философии
эта подвижническая деятельность получила название "делание
добра", "добролюбие" .
Анализ развития различных
типов мировоззрения раскрывает истоки и основные этапы
всемирно-исторического пути, который проделало человечество
к философскому миропониманию.
4. Структура философского
знания
Как любая наука, философия имеет свою структуру,
т. е. относительно самостоятельные, но связанные друг
с другом разделы - онтология, гносеология, методология,
логика и социология.
Логика в 19 веке сформировалась
как самостоятельная наука - наука о формах законах
функционирования мышления, но первоначально она являлась
разделом философии.
Чем определяется разграничение
философии по отдельным разделам? Если говорить, например,
о физике, то ее разграничение на определенные разделы:
механика, термодинамика, физика газов, жидкостей и т. д. ,
определяется многообразием физических свойств и процессов
в природе, специфичностью этих процессов по отношению
друг к другу. Здесь все просто: многообразие объекта
знания определяет и многообразие научных дисциплин,
его изучающих. Не так просто обстоит дело в философии
- ведь философия не ставит своей задачей формулировку
каких-либо природных закономерностей, она формулирует
систему предельно общих понятий, являющихся логическими
формами научного осмысления этих закономерностей. Чем
тогда определяется разграничение философии на указанные
разделы?: если философия не имеет своего конкретного
предмета, то основанием для разграничения философии
на ее разделы является основной вопрос философии,
вопрос об отношении мышления к бытию. Не надо большой
остроты ума, чтобы уразуметь тот факт, что человек как
природное тело резко отличается от других тел природы той
особенностью, именуемой разумом, сознанием, душой.
Как
говорил Декарт - cogito ergo sum ("мыслю, следовательно
существую"), подчеркивая тем самым реальность человека как
человека, связывая это с разность мышления. Это понимали
древние, населяя мир по аналогии с человеком духами или
душами. Поэтому когда перед философией встала задача
преодоления религиозно-мифологического воззрения на мир,
то прежде всего возникла потребность ответить на вопрос -
что такое, эта способность, именуемая разумом: или это
нечто данное от Бога(как издревле учила религия) или это
естественный природный феномен? Поэтому о встал вопрос об
отношении сознания к бытию, а само это отношение понимается
как связь, как зависимость одного от другого.
Ответ на
этот вопрос с самого начала предполагает объяснение мира
как он существует сам по себе, тем самым, в философии
выделяется круг вопросов, определяемый общим термином
- онтология. Центральной проблемой онтологии является
проблема субстанции. Что это за проблема?
Мир дан
человеку со стороны его конкретного видимого многообразия,
будто бы не связанных между собой фактов, событий, вещей,
процессов. Целью научного объяснения мира является не
описание этого многообразия, его разрозненности, его
единичной множественности, а объяснение сущности, закона,
причины наблюдаемого чувственного многообразия, ведь
знать - -то не просто наблюдать и фиксировать реальность
какого-то природного феномена, а точно формулировать
причину наблюдаемого. Знание - это причинное объяснение
наблюдаемых событий. Но стремясь к познанию законов
причинной сущности, наука тем самым стремится свести
видимое многообразие единичных процессов к некоторому
всеобщему единству, некоторому единому основанию, исходя
из которого можно объяснить реальность, существование,
изменчивость определенного класса природных событий или
каждого отдельного события.
Понятие субстанции(то,
что лежит в основе) в философии было положено как
логическое допущение, диктуемое потребностью выработки
научного объяснения мира. Это допущение означает
признание того, что объективный мир трактуется как
источник и основание всех своих собственных изменений,
всех формообразований. Это допущение означает стремление
найти в изменчивом, многообразном мире что-то относительно
постоянное, относительно стабильное, в своем существе ничем
не обусловленное, ни отчего не зависимое, не сотворимое
и неуничтожимое. Сущность философии как мировоззрения
и состоит в том, что строится возможная в данную эпоху
онтологическая картина мира, которая содержит в себе
идеи и постулаты, с одной стороны не противоречащие
наличному научному опыту, а с другой - стремящиеся к
преодолению его исторической ограниченности. Такова
мировоззренческая функция философии.
Вторая функция
философии - логика гносеологическая, которая связана со
вторым разделом философии - гносеологией. Первая сторона
ОВФ требует анализа причинной зависимости сознания от
бытия(философия материализма). Она констатирует факт
противоположности, несовпадения мысли о предмете и самого
предмета. Люди в реальной жизни часто принимают мыслимое
за действительное, но реальная практика быстро убеждает их
в этом несовпадении, поэтому возникает вопрос - может ли
человеческое мышление сформулировать такое представление
о вещах, о мире, которое соответствовало бы самому
тому миру? Это и есть вторая гносеологическая сторона
ОВФ.
Человеческое сознание часто взаимодействует с
внешним миром, часто через знания (а не в своих мыслях,
иллюзиях, фантазиях, воображении)которые сообщают
сознанию предметность, содержательность. Поэтому
развитие сознания есть процесс обогащения его все новыми
и новыми знаниями, а сам процесс выработки нового знания
называется познавательным процессом или познанием. Знание,
с одной стороны, есть продукт познавательной деятельности
особого рода людей(ученых), а с другой - это исторический
процесс развития науки. Познание это не просто накопление
результатов громадного множества познавательных актов,
осуществляемых людьми, начиная с эпохи первобытности до
наших дней, а наука - это не склад готовых изделий. Природа
является нам системой связей и взаимодействий столь
необъятной, что человек не сможет ее охватить.
Задача
философской гносеологии состоит в том:
Обосновать сам
принцип познаваемости мира, доказать, что разум способен
выработать достоверные знания о мире.
Показать, чем
стимулируется развитие знания, что побуждает людей во
все исторические эпохи выходить за рамки познанного,
т. е. объяснить причины развития знания.
Сам факт
развития знания говорит о том, что люди каждую эпоху
обладают ограниченным знанием о мире. Если это так, то
зачем определять границы знания? Поскольку знания есть
деятельность, то естественно возникает вопрос о средствах
и способах достижения истинного знания, а вместе с тем
и о причинах, приводящих к заблуждению.
Исторически
познание - это работа разума, т. о. в рамках гносеологии
образуется логика(Аристотель), которая впоследствии
выделяется в самостоятельную науку, занимающаяся
анализом форм, правил и законов функционирования
мышления.
Современная наука(физика в особенности)
ставит перед философией и логикой массу проблем, связанных
с необходимостью анализа и интерпретации вновь вводимых
понятий, логической структуры и принципов формирования
научной теории, анализов языка и логико-математического
аппарата науки. Выполняя эти задачи, философия тем самым
выполняет свою логико-методологическую функцию.
В
сфере науки(физики, например)потребность в философском
осмыслении своих собственных результатов возникает тогда,
когда новые научные концепции(теория относительности,
квантовая теория) начинает противоречить сложившейся
ранее и общепризнанной картине мира, когда в рамках
самих теорий возникают логические противоречия, не
находящие объяснения самой теории.
5. Постмодернизм
в философии
Постмодернизм в философии утверждает
плюрализм и ставит вопрос о существовании различных
национальных традиций в мировой философии. Классическая
парадигма историко-философского развития, представленная
традиционной европейской философией, претендовала на
универсализм, на "овладение истиной бытия". В отношении
к национальным философиям это означало, что они получали
свой смысл лишь благодаря причастности абсолютной полноте
изначального смысла, который, якобы, заключает в себе
вся европейская философия и культура.
Европейская
модель "мировой философии" сложилась постепенно -
вследствие того, что в центр ценностной системы
координат был положен путь историко-философского
развития Европы. Историко-философская концепция Гегеля
наиболее четко выразила такую логицистско-телеологическую
интерпретацию мирового философского процесса. разумеется,
подобный универсализм имеет определенные основания. С одной
стороны, развитие европейской философии было связано с
общим ходом развития научного знания, в рамках которого
субъект познания берется вне его конкретно-исторических
характеристик - как всеобщий разум, претендующий
на выработку универсальных истин, безотносительно к
конкретной историко-культурной ситуации. С другой стороны,
реальный исторический процесс привел к утверждению
европейской цивилизации в качестве универсальной модели
социокультурной динамики человечества.
Критический
анализ этих установок западной философии и культуры
был начат самими европейскими философами в связи с
явным кризисом европоцентризма в XX веке (Э.Гуссерль,
О.Шпенглер, А.Тоинби). Переосмысление идеалов классического
рационализма началось еще ранее - с конца прошлого века
(А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). В современной философии
критики универсалистской традиции - это М.Хайдеггер,
Э.Левинас, Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко, К.-О. Апель,
Ю.Хабермас, Р.Рорти и др.
Постмодернистский подход
дает "децентрированный" образ истории философии,
признающий в качестве нормы разнообразие философский
культур. Представляется, что постмодернистское видение
истории философии с его ориентацией на плюрализм
соответствует состоянию современной философской мысли в
многообразии ее школ и направлений, а также определенной ее
экстерриториальности.
Однако здесь очевидны проблемы. В
частности, это проблема понимания единства в развитии
философского знания в контексте плюрализма философских
культур. Действительно, постмодернизм означает конец
возможности мыслить идею единства мировой философии. В
то же время нынешний этап - современную философию -
можно рассматривать как закономерный результат ее
предшествующего исторического развития. В этом смысле
преемственность и единство историко-философского процесса
сохраняются. Однако надо иметь в виду парадоксальность
единства постмодернистской "децентрированной" истории
философии как нарастающей фрагментарности философских
дискурсов. В таком случае возникает вопрос: как можно
понимать универсальность, всеобщность сегодня? Какие
характеристики современных философских культур надо считать
универсальными? Иными словами, это вопрос о критериях
"включенности" в мировой историко-философский процесс.
В
свете постмодернистского подхода актуализируется также
проблема нормативного определения философии, ее родового
понятия как критерия выявления "уровня" философствования в
конкретной национальной культуре. Другое видение решения
данной проблемы (собственно постмодернистское, поскольку
оно включает в себя радикальное сомнение в возможности
существования философии как некой идеальной модели)
- рассмотрение философских традиций как конкретных
самобытных культур и цивилизаций. Принцип различия,
инаковости, самобытности становится достаточно весомым
в современном историко-философском процессе.
Еще
раз нужно подчеркнуть в связи с вышеизложенным, что
философский проект модерна - это, в конечном итоге,
утверждение в качестве универсалий философии норм одной
философской культуры, которая продемонстрировала свою
познавательную эффективность. Ведь мало кто сомневается
в достижениях европейской культуры и цивилизации. Вместе
с тем налицо вестернизация различных культур, подавление
их самобытности. Единственный возможный путь выхода из
этой ситуации, связанный с установкой постмодернизма -
диалог философских культур, в котором можно пытаться
преодолеть непонимание , расширить или уточнить
универсалии. Постмодернистская методология, несмотря
на "революционность", не отрицает универсалий, они
безусловно нужны как средство преодоления изоляционистских
тенденций. Однако универсальное начинает трактоваться здесь
по-другому, к нему приходят не "сверху", а "снизу". Поиск
всеобщих и универсальных оснований происходит здесь по
направлению от регионального и национального к всеобщему,
мировому, универсальному. Существо постмодернизма
- в повороте перспективы. Постмодернизм защищает
особенное, другое, самобытное.
Такую универсальную
перспективу можно назвать герменевтической - это
перспектива интерпретации и диалога всех культур
и цивилизаций постмодернистского мира. Философский
диалог эпохи постмодерна - герменевтический диалог
интерпретирующего разума, освобождающего культуры,
ставящего их в равную коммуникативную позицию. Философский
же проект модерна с этих позиций можно рассматривать
как выражение стратегии законодательного разума. Новый
нарождающейся диалогический способ философствования
разрывает субъектно-объектную установку модерна,
ставившего в культурологическом отношении одну из
стор