Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Отечественное машиностроение продолжает стагнировать. Вклад отрасли в общий выпуск промышленной продукции неуклонно снижается. Если в 1990 г. доля машиностроительной продукции составляла 24%, то сегодня она упала до 17,6%, а количество убыточных предприятий за последние два года удвоилось. Говорить о реальных качественных переменах в машиностроении в целом пока не приходится, и все же в отдельных сегментах наметились устойчивые тенденции к экономическому росту.
В первую очередь оживление происходит в таких подотраслях, как тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение, где производится востребованная рынком конкурентоспособная продукция (значительная ее часть идет на экспорт). Согласно данным Госкомстата России, в январе-мае объемы производства в машиностроении и металлообработке увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,5%. Если сравнить этот показатель с результатом 2002 г., когда рост производства в машиностроении не превышал 2%, то появятся формальные основания говорить об оживлении. Однако статистика показывает, что общий рост в отрасли произошел за счет увеличения продаж конкурентоспособной машиностроительной продукции на экспорт, а также за счет заказов компаний-экспортеров. Например, энергетическое машиностроение (которое, кстати, было конкурентоспособным во все времена) уверенно наращивает объемы продаж уникальных турбин и энергоблоков для электростанций многих стран мира. Так, выпуск электрических генераторов к турбинам в январе-мае увеличился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 12,9%.
Преуспевают и те предприятия, которые выполняют заказы российских экспортеров - металлургов, химиков, нефтяников, газовиков. Объемпроизводства доменного и сталеплавильного оборудования, например, за пять месяцев вырос на 81,2%. Активизация транспортного машиностроения объясняется тем, что основной заказчик железнодорожного подвижного состава - Министерство путей сообщения - в этом году выделил больше средств на строительство вагонов. Немало заказов поступает и от частных компаний-грузоперевозчиков. В результате грузовых вагонов за пять месяцев было изготовлено в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост по пассажирским вагонам был несколько скромнее - 29%.
Спад по-прежнему наблюдается в станкостроении. Впрочем, этот сегмент отечественного машиностроения никогда не отличался выдающимися достижениями и конкурентоспособной продукцией. Общеизвестно, что на ведущих промышленных предприятиях установлены металлорежущие станки, обрабатывающие центры и автоматические линии отнюдь не российского происхождения. Основная масса станкостроительных предприятий продолжает находиться в депрессивном состоянии. По данным Госкомстата, объем производства металлорежущих станков за пять месяцев упал на 21,5%, деревообрабатывающих - на 13%.
Согласно мониторингу "Фокуса", лидером промышленного роста в январе-мае стал "Уралвагонзавод". Объем производства продукции здесь увеличился в сравнении аналогичным периодом прошлого года более чем на 60%. Директор вагоностроительного производства "Уралвагонзавода" Вячеслав Маргасов пояснил "Фокусу", что наряду с главным заказчиком подвижного состава - МПС - сегодня активизировались независимые перевозчики, которые заказывают производство цистерн и вагонов. "Мы учитываем потребности наших заказчиков и изготавливаем то, что им нужно, - говорит Вячеслав Маргасов. - Если раньше мы выпускали только один тип вагона - грузовой, то сейчас производим всевозможные цистерны, лесовозы, другие виды подвижного состава". Предприятие уверенно наращивает выпуск продукции. В июне началось выполнение крупного заказа МПС на полувагоны. Планом предприятия на 2003 г. предусматривается значительный прирост производства.
Успех - в диверсификации портфеля заказов
Высокой эффективности добиваются те компании, которые выпускают конкурентоспособную продукцию и имеют солидный портфель заказов. И то и другое в полной мере можно отнести к ОАО "Вологодский машиностроительный завод". Предприятие выпускает широкую гамму емкостного оборудования - от специальных контейнеров для транспортировки радиоактивных материалов до автомобильных цистерн и охладителей жидких пищевых продуктов. Продукция предприятия пользуется широким спросом на рынке. Значительная ее часть экспортируется. В январе-мае объемпроизводства здесь увеличился в сравнении с соответствующим периодом 2002 г. на 18%. Заместитель генерального директора завода по маркетингу и сбыту Александр Васильев сообщил "Фокусу", что рост объемов в январе-мае продолжился. "В этом году мы много оборудования выпускаем для Минатома, - говорит Александр Васильев. - Оно составляет свыше 10% общего объема производства. Количество заказов позволяет прогнозировать, что в 2003 г. рост производства составит не менее 20%".
Наиболее успешными на рынке машиностроительной продукции являются крупные компании, охватывающие целые сегменты рынка, например в энергомашиностроении. Концерн "Силовые машины" объединяет крупнейшие российские предприятия - ОАО "Ленинградский металлический завод", ОАО "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток", ОАО "Калужский турбинный завод". Начальник управления общественных связей компании Виктория Вергельская в беседе с "Фокусом" отметила, что объединение этих предприятий в единую структуру существенно улучшило их взаимодействие и, как следствие, производственные результаты. С 2001 г. объем продаж концерна увеличивается ежегодно примерно на 32%. Не будет исключением и нынешний год. "Наш портфель заказов на 2003 г. составляет $1,64 млрд, - говорит Виктория Вергельская. - Это означает, что эти заказы смогут обеспечить рост объемов продаж в сравнении с уровнем 2002 г. не менее чем на 30%". По словам Виктории Вергельской, повышение эффективности управления требует дальнейших шагов по объединению. Вскоре может произойти окончательное слияние предприятий концерна, а самостоятельные сейчас компании утратят статус юридических лиц. "Концерн "Силовые машины" станет единой компанией, - отмечает Виктория Вергельская. - В его составе будут мощные структурные подразделения с единой технической и экономической политикой". В производственной программе концерна преобладают экспортные заказы. В частности, поставляется оборудование для строящихся атомных электростанций в Китае, Индии, Иране. Недавно подписан крупный контракт на оборудование для гидроэлектростанции в Мексике. Концерн "Силовые машины" принимает активное участие в модернизации атомной электростанции "Козлодуй" в Болгарии, а также объектов энергетики в Швеции и Финляндии. В последнее время увеличивается количество заказов и со стороны российской энергетики. Так, недавно подписан контракт о поставке оборудования Калининградской ТЭЦ на сумму порядка $200 млн.
Отечественный автомобиль прихрамывает
В январе-мае производство легковых автомобилей в стране упало на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение производства в полной мере ощутили и на ОАО "ГАЗ", где объем выпуска автомобилей снизился в сравнении с соответствующим периодом 2002 г. на 10,6%. Особенно болезненно - на 47,3% - обвалилось производство "волг". Производственную программу удалось спасти только за счет грузовиков и микроавтобусов, выпуск которых за пять месяцев вырос на 10,5% и 13,1% соответственно. Руководитель пресс-службы предприятия Сергей Луговой пояснил "Фокусу", что никакого затоваривания и производственного провала не было. "Сборка "волги" была остановлена в плановом порядке, - говорит Сергей Луговой, - мы готовили производство к выпуску модернизированного варианта "волги" ГАЗ-3110". Теперь на нее устанавливают новую подвеску, стабилизатор поперечной устойчивости, усиленную коробку передач". Специалисты "ГАЗа" убеждены, что остановка конвейера не отразится на результатах года. Ожидается, что годовой выпуск легковых автомобилей будет выше уровня 2002 г.