Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
3. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства.
К настоящему времени в России создана характерная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система. Первый ее уровень - центральный банк России с сетью региональных отделений и расчетно-кассовых центров на местах, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения.
Важно иметь в виду, что банковская система это не только банки как таковые, но и кредитные учреждения, то есть все те экономические организации, которые выполняют либо все или большинство, либо отдельные банковские операции.
Наши банки пока абсолютно не готовы работать и зарабатывать на Западе. Только оказавшись непосредственно на зарубежных рынках, российские коммерческие банки начинают понимать как далеко оторвались от них конкуренты в системах расчетов, обслуживании массового клиента, в создании центров комплексного сервиса промышленных, торговых и иных компаний, в способности быстро модернизировать и без того мощные компьютерные системы и соответствующие программные продукты и т. д.
Кроме общей неразвитости банковской системы необходимо отметить следующее: в последний период, в связи с всплеском деформационных процессов в экономике банковская и кредитная система оказались практически разрушенными. Возникали даже мысли о том, чтобы сделать нашу банковскую систему одноуровневой. Этого, к счастью не случилось, но, все равно, в этом отрасли в настоящее время наблюдается большая дестабилизация.
Проблема препятствия проникновения иностранных инвестиций в банковскую систему не совсем лишена здравого смысла. В сложной экономической ситуации, в которой оказалась Россия это может привести к весьма негативным последствиям, хотя в целом банковское кредитование является выгодным делом. Следовательно, изначально необходимо подготовить законодательную базу и заставить законы работать, а затем ослаблять правила доступа иностранных инвестиций в банковскую систему.
Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы "доходность – риск" банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Проблема регулирования деятельности банков имеет много аспектов. Остановлюсь только на вопросах надзора (контроля), осуществляемого государственными органами (не рассматриваются аудиторский контроль и контроль собственников (учредителей), а так же контроль со стороны ассоциации союзов самих банков).
Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде – тщательный отбор потенциальных заемщиков. Существует множество: методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.
Как известно, банковская сфера практически в каждой стране относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется ее ключевым положением в экономике страны.
Говоря о необходимости системы надзора, можно выделить несколько основных целей банковского надзора:
Во-первых, защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества.
Во-вторых, защита клиентов от системного риска (банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей системе).
В-третьих, защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меря по защите банковских вкладчиков.
В-четвертых, гарантирование "здоровья" банковскому сектору, предотвращение сосредоточения экономической мощи в немногих руках (антимонопольный надзор), повышение эффективности банковского дела и способствование справедливому распределению кредита в экономике для содействия экономическому росту страны.