Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
2. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2000 г. Федеральный бюджет на 2000 г. был утвержден по расходам в сумме 8550730 млн. рублей и по доходам в сумме 797200, 9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 5350 млрд. рублей и уровня инфляции 18, 0 %. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год был установлен в сумме 57872, 1 млн. рублей (1, 08 % ВВП). Объем превышения доходов федерального бюджета на 2000г. над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга) не менее 3, 18 %объема ВВП. (Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете развития Российской Федерации" от 26 ноября 1999 года № 181-ФЗ, принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года).
Доходы федерального бюджета РФ на 2000 г. (выдержка):
Виды доходов
Сумма, млн. руб.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего
675039, 1
в том числе:
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
Лицензионные сборы
Платежи за пользование природными ресурсами
Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи
Прочие налоги, пошлины и сборы
63448, 5
174869, 7
119938, 4
1549, 9
533, 7
11112, 2
175475, 9
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего
61906, 5
в том числе:
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности
Доходы от внешнеэкономической деятельности
25154, 9
34559, 6
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего
60585, 4
Данные свидетельствуют, что почти 89 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 32 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т. п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
В доходы федерального бюджета на 2000 год были включены средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального Министерства РФ по атомной энергии.
Расходы бюджета на 2000 г. определены в размере 855073000, 0 тыс. руб.
Расходы федерального бюджета РФ на 2000г. (выдержка)
виды расходов
сумма, тыс. руб.
государственное управление и местное самоуправление
25892164, 5
судебная власть
8122711, 5
международная деятельность
56119062, 0
национальная оборона
140852100, 0
правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности государства
79801759, 8
фундаментальные исследования и содействие
научно - техническому прогрессу
15926668, 6
промышленность, энергетика и строительство
20071386, 3
сельское хозяйство и рыболовство
11505003, 0
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
1639430, 0
предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
9027080, 1
образование
32099225, 5
культура, искусство и кинематография
4678882, 8
средства массовой информации
5724879, 0
здравоохранение и физическая культура
15993313, 5
социальная политика
62996733, 9
обслуживание государственного долга
220069297, 7
пополнение государственных запасов и резервов
167900, 0
финансовая помощь бюджетам других уровней
69148595, 0
утилизация и ликвидация вооружений
2070000, 0
мобилизационная подготовка экономики
500000, 0
исследование и использование космического пространства
3429700, 0
прочие расходы
4913506, 8
целевые бюджетные фонды
60585400, 0
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.