Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Шпаргалки Билеты к экзаменам Проблемно-тематические курсы

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.

Поиск материалов

Конкуренция, монополия и их воздействие на производство.

В современной экономической литературе встречаются разные подходы к определению конкуренции. П. Самуэльсон трактует конкуренцию как "тщательно разработанный, сложный механизм координации, объективно реализуемый через систему цен и рынков". Конкуренция по Самуэльсону – "это средство объединения знаний и действий миллионов разнообразных индивидуумов. К. Р. Макконелл и С. Л. Брю суммируют экономический подход к определению понятия конкуренции в следующих двух условиях:

Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;

Свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. Конкуренция может трактоваться и как "противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и потребителей и возможность свободного их входа на рынок и выхода с него". Опираясь на эти четыре подхода, можно сказать, что конкуренция на рынке в отношении любого товара или услуги означает отсутствие монополии со стороны покупателя или продавца, равно как и со стороны государства. При этом считается важным, что конкурентов несколько, они хорошо осведомлены в конъюнктуре, причем несколько из них достаточно крупны, чтобы ни один не мог поднять рыночную цену с помощью ограничений в своих продажах. Должен быть обеспечен свободный выход на рынок и столь же свободный уход с него. Главное, чтобы при этом не были нарушены имущественные права и финансовые обязательства участников рынка.

Теория конкуренции исходит из того, что рыночную нишу имеет каждая фирма.

Ниша – это своего рода рыночное пространство, заданное определенными запросами потребителей. Она может пустовать или заполняться не вполне соответствующей продукцией, если на рынке нет ничего более подходящего. Но сами требования потребителей объективные и как нельзя присутствовать вне пространства, так же нельзя присутствовать на рынке вне ниши.

Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей.

Когда конкурентов нет, рынок весьма либерально решает вопрос о необходимой степени соответствия. Другими словами, фундаментальные ниши обычно широки. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Большие размеры рыночной ниши способны превратить в конкурентов даже производителей достаточно несхожих товаров, т. е. конкурируют все продукты, которые могут быть использованы для одних и тех же целей.

Паутина конкуренции густа и охватывает даже отдельные участки рынка. Но при этом она как бы невидима или, по крайней мере, не бросается в глаза: примеры прямой истребительной борьбы под лозунгом "Кто кого?" достаточно редки.

В более распространенных случаях на рынке представлены разные товары, ориентированные на разные вкусы и кошельки. Любой продукт (и его производитель) занимает свое место на рынке и движется по параллельным с другими продуктами курсам, не пересекаясь и не мешая им. Это является следствием конкуренции: именно под ее влиянием фирмы "разбредаются" по своим нишам.

Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши фирмы, которую ей удается удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями. Реализованные ниши – это карта территорий, поставленных под свой (временный) контроль отдельными участниками рыночной войны. Каждая из сторон вытеснила соперников с определенных сегментов рынка.

"Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса покупателей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка".

Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию

Интересно, что в тех редких случаях. когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдается в самом начале реформ в России, когда узкий ручеек начавших поступать с Запада потребительских товаров сталкивался с безграничной способностью нашего населения потребить все и вся.

При этом рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление конкурентного пресса, состоим в уходе на недоступные для других сегменты. Неприемлемо низкий для соперников уровень цен или неповторимо высокое качество, индивидуальный сервис или опережение в техническом прогрессе все это и многое другое является средствами повышения конкурентоспособности или конкурентными преимуществами, которыми обладает данная фирма по отношению к другим фирмам.

Экономическое равновесие - это состояние экономики, при котором произведенная продукция реализуется, а спрос удовлетворен. Совершенная конкуренция автоматически через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу конкуренция является одним из необходимых условий достижения общего равновесия.

Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения соответствующей бюджетной политики, государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.

Противоречия присущие экономическим отношениям, в частности между конкуренцией и монополией, воздействуют на производство, и в свою очередь порождают нарушения равновесия между спросом и предложением. Так, если для рынка совершенной конкуренции были характерны кризисы перепроизводства, то в последнее время характер кризисов и диспропорций в экономике изменился. Сегодня фирма в условиях монополистической конкуренции гораздо лучше знает конъюнктуру рынка. Образование монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.

И все же монополистическая корпорация не может заранее спрогнозировать и рассчитать последствия своей производственной и коммерческой деятельности. Экономическая жизнь порой настолько динамична, что да же те "слабые сигналы", которые удается уловить, недостаточны для принятия своевременного и взвешенного решения. Укрепление монополий в экономике заметно ограничивает гибкость конкурентно-рыночного механизма преодоления диспропорций, порождая при этом новое явление в экономике - структурные кризисы.

Планомерность организации производства при монополии и диверсификация позволяют при наличие продуманной государственной политики, опирающейся на рыночные отношения, избегать особых нарушений рыночного равновесия. Для экономических процессов, если мы рассматриваем их в динамике, нарушение равновесия на рынке - обычная ситуация, но введение элемента планомерности позволяет прогнозировать колебания и не допускать их до критических отклонений.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

охрана и поощрение конкуренции;

контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

контроль над ценами;

защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Анна, 15.12
Выражаю вам большую благодарность за оказанную мне услугу!!! С наилучшими пожеланиями к вам!!!


Букинистика: редкие книги!