Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства.
При переходе к рыночной экономике многие факторы оказывают существенное влияние на экономическую систему, среди которых особое место занимает эффективная система управления финансами и денежно-кредитными отношениями, а соответственно и стабильно и активно функционирующая банковская система. С этой целью в России, начиная с 1987 года, осуществляется коренная реформа банковской системы. Она предусматривает создание эффективной структуры коммерческих банков, формирование сильного банковского центра как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики; переход к формированию денежного и кредитного рынков страны. В этой связи актуально обращение к опыту промышленно-развитых стран в области использования инструментов денежно-кредитного регулирования, поскольку за последние десятилетия западная теория и практика кредитно-финансовых отношений продвинулась далеко вперед.
Совокупность действующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Иных вариантов не существует.
Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях:
А) когда в стране еще нет центрального банка;
Б) когда в стране есть только центральный банк.
Случай (А) соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и кредитные учреждения) без какой-либо координации их деятельности могли осуществлять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии своих денег. В этом случае говорить о банковской системе еще рано.
Случай (Б) также возможен, хотя и в виде исторического курьеза. Он был апробирован в СССР и других странах с жестко централизованной нерыночной экономикой. В этом случае о системе банков вообще не приходится говорить. Здесь была лишь "система центрального банка".
Отсюда важный вывод: наличная совокупность банков (кредитных учреждений) может быть организована и как одноуровневая, и как двухуровневая, но банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.
К настоящему времени в России создана характерная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система. Первый ее уровень - центральный банк России с сетью региональных отделений и расчетно-кассовых центров на местах, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения.
Важно иметь в виду, что банковская система это не только банки как таковые, но и кредитные учреждения, то есть все те экономические организации, которые выполняют либо все или большинство, либо отдельные банковские операции.
С некоторой долей условности в банковскую систему можно включить также специализированные организации, не осуществляющие банковские операции, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений, оказывающие последним необходимые услуги: расчетно-кассовые и клиринговые центры, кредитные магазины и т. п., Фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т. д.
Если рассматривать банки и кредитную систему России с критической точки зрения, то можно сделать следующие выводы.
Наши банки пока абсолютно не готовы работать и зарабатывать на Западе. Только оказавшись непосредственно на зарубежных рынках, российские коммерческие банки начинают понимать как далеко оторвались от них конкуренты в системах расчетов, обслуживании массового клиента, в создании центров комплексного сервиса промышленных, торговых и иных компаний, в способности быстро модернизировать и без того мощные компьютерные системы и соответствующие программные продукты и т. д.
Что касается ЦБР, то ему, по общему мнению, еще необходимо стать в полной мере истинно центральным. ЦБ - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традициям.
Достаточно долгий опыт деятельности множества центральных банков стран мира позволил в целом выявить выполняемые ими функции.
Первичная обязанность ЦБ в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.
В качестве действительных функций ЦБ можно назвать следующие:
обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий для экономического роста;
обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном хозяйстве.
Центральному банку России досталось тяжелое наследие. Условия, в которых он начинал и продолжает действовать, отнюдь не способствуют наилучшему выполнению задач, присущих ЦБ в современной экономике.
Расстройство денежного хозяйства, денежных отношений в стране лишает банки (кредитные учреждения) нормальной основы деятельности, а Центробанк - возможностей эффективно выполнять свои неотъемлемые функции.
Структура центрального аппарата ЦБР и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
Кроме общей неразвитости банковской системы необходимо отметить следующее: в последний период, в связи с всплеском деформационных процессов в экономике банковская и кредитная система оказались практически разрушенными. Возникали даже мысли о том, чтобы сделать нашу банковскую систему одноуровневой. Этого, к счастью не случилось, но, все равно, в этом отрасли в настоящее время наблюдается большая дестабилизация.
Проблема препятствия проникновения иностранных инвестиций в банковскую систему не совсем лишена здравого смысла. В сложной экономической ситуации, в которой оказалась Россия это может привести к весьма негативным последствиям, хотя в целом банковское кредитование является выгодным делом. Следовательно, изначально необходимо подготовить законодательную базу и заставить законы работать, а затем ослаблять правила доступа иностранных инвестиций в банковскую систему.
Проблема регулирования деятельности банков имеет много аспектов. Остановлюсь только на вопросах надзора (контроля), осуществляемого государственными органами (не рассматриваются аудиторский контроль и контроль собственников (учредителей), а так же контроль со стороны ассоциации союзов самих банков).
Как известно, банковская сфера практически в каждой стране относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется ее ключевым положением в экономике страны.
Говоря о необходимости системы надзора, можно выделить несколько основных целей банковского надзора:
Во-первых, защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества.
Во-вторых, защита клиентов от системного риска (банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей системе).
В-третьих, защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меря по защите банковских вкладчиков.
В-четвертых, гарантирование "здоровья" банковскому сектору, предотвращение сосредоточения экономической мощи в немногих руках (антимонопольный надзор), повышение эффективности банковского дела и способствование справедливому распределению кредита в экономике для содействия экономическому росту страны.
Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.
Россия традиционно относится к группе стран, в которых контрольная (надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком.
Практика показывает, что своевременная диагностика финансового состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в ЦБР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков.
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.
Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы "доходность – риск" банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
В этой работе речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления кредитным риском коммерческого банка. Это связано с тем, что современный отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и, поэтому не может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие из которых испытывают элементарный недостаток знаний.
В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных этапов:
разработка целей и задач кредитной политики банка
создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений
изучение финансового состояния заемщика
изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей
разработка и подписание кредитного соглашения
анализ рисков невозврата кредитов
кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд
мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.