Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Шпаргалки Билеты к экзаменам Проблемно-тематические курсы

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.

Поиск материалов

Основные макроэкономические проблемы

3. В годы господства социалистической экономической системы закон требовал от всех трудоспособных участвовать в официально признанной деятельности. Иначе люди считались тунеядцами и их можно было преследовать по закону

Сейчас значительно изменилась точка зрения на занятость населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Отсюда можно сделать вывод, что уровень занятости есть процент численности рабочей силы, имеющей работу на определенный момент. (23, с. 58) Общий уровень занятости в стране определяется в некоторой мере средним уровнем зарплаты. При чересчур высоком уровне оплаты труда в стране создается нехватка рабочих мест, в компаниях начинается сокращение штатов. При слишком низком уровне средней оплаты труда складывается более благоприятная ситуация. Предприятия стремятся нанять стольких рабочих, что не хватает желающих работать. Администрации предприятий начинают повышать уровень зарплаты в попытке привлечь к себе на работу как можно больше кадров. В конце концов средняя заработная плата устанавливается на оптимальном уровне, при котором число людей, желающих работать, соответствует числу людей, необходимых предприятиям. (16, с. 398)

В конституции РФ говорится (ст. 37, п. 1. 2):

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.

2. Принудительный труд запрещен". (9, с. 15)

Т. о. в условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости. Согласно этому принципу каждый гражданин обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего закону вида трудовой деятельности. Трудовое принуждение отсутствует, сам человек решает работать ему, или не работать.

Если в советской экономике проявлялось стремление к поголовной, обязательной занятости всех трудоспособных, то в условиях перехода к рыночной экономике ставится задача доступной и рациональной занятости. (2, с. 15) В случае достижения ситуации, когда экономикой используются все имеющиеся трудовые ресурсы. Для производства товаров и услуг, можно говорить о полной занятости. Если же работники не имеют возможности трудиться столько времени (часов в день или дней в неделю), сколько они хотят, или же если они вынуждены трудиться на таких рабочих местах, где эффективность их труда ниже потенциально возможной, наблюдается неполная занятость. (10, с. 28) Близкой по смыслу к последней является одна из серьезных проблем экономики – безработица.

Безработными принято считать тех, кто может и хочет работать, активно занимается поиском работы, но не смог трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Человек считается безработным, если он нигде не работает и занимается поиском работы. Т. о. недостаточно лишь не иметь работы – человек должен активно пытаться ее найти. Многие люди нигде не работают и не числятся при этом безработными: пенсионеры, люди, сидящие дома с детьми; люди, павшие духом и прекратившие всякие поиски, люди, взявшие длительный отпуск, прежде чем приступить к новой работе и т.д. (5, с. 40) Безработным обычно выплачивается пособие, в течении некоторого времени. Однако, это денежное пособие ниже заработной платы в нашей стране. (20, с. 83)

Безработица является характерной особенностью современного рынка труда. Она может быть добровольной, т. е. существовать при наличии свободных мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (в силу его тяжести, непрестижности или недостаточного интереса); И, вынужденная, которая связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом и предложением труда (рабочей силы).

Современная западная экономическая школа выделяет три формы безработицы. Рассматривая различие между ними мы сможем подойти к определению ранее рассмотренной полной занятости с другой стороны.

Чтобы понять, какой характер может принять безработица в России, необходимо выделить три ее типа (соответствующие трем направлено-рассматриваемым формам)

В случае, когда человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении между работами. Это происходит по ряду причин: в связи с постоянным движением населения из одного региона в другой, от работы к работе (из-за увольнения или добровольной смены работы), кто-то теряет сезонную работу, и есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут новую или возвратятся на старую работу после временного увольнения, другие искатели работы и временно уволенные работники заменят их в "общем фонде безработных". Поэтому, хотя конкретные люди сменяют друг друга, данный тип безработицы остается.

Все вышесказанное характеризует понятие фрикционной безработицы, используемое экономистами в отношении работников, ищущих или ждущих получения работы в ближайшем будущем. В этой ситуации рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соответствие количества рабочих и рабочих мест. В силу движения от работы к работе и поиска лучшей работы фрикционная безработица часто рассматривается как добровольная. Она считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Фрикционная безработица существует даже при полной занятости.

Этот вид безработицы незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин "структурный" в значении "составной". С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за этих процессов спрос на некоторые виды профессии уменьшается или вовсе прекращается, а спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и структура ее полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из "Снежного пояса" в "Солнечный пояс" в течение последних десятилетий.

Разница между фрикционной и структурной безработицей состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а "структурные" безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная – более долговременная и поэтому считается более серьёзной.

Второй вид - безработица периода нормального функционирования экономики, назван так, потому что даже во время "спокойных" экономических периодов уровень безработицы в рыночных странах, как правило колеблется в районе 5-10% рабочей силы.

Следующей формой безработицы является циклическая, порожденная общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Иначе говоря, под циклической безработицей понимается безработица, вызванная спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растёт. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Только наличие циклической безработицы свидетельствует об ухудшении состояния рынка рабочей силы.

Третий тип именуется безработицей, связанной с краткосрочными экономическими циклами. В условиях рыночной экономики часто происходит циклическое увеличение или снижение уровня безработицы, продолжающиеся 3-4 года.

В настоящее время программы общественных работ редко бывают общенациональными. Чаще они охватывают отдельные категории населения, отдельные регионы с повышенным удельным весом безработных в составе рабочей силы, отдельные периоды времени: межсезонье, спад деловой активности.

Программы общественных работ на региональных и местных уровнях охватывают два типа работ, к первому из которых относятся трудоемкие общественные работы. Другой тип общественных работ носит социальный характер. Это оплачиваемые муниципальными властями услуги престарелым и инвалидам, уход за детьми, помощь в обслуживании больных и т.д.

Программы общественных работ создаются по инициативе общегосударственных и местных органов власти. Спонсорами могут быть и отдельные предприниматели. Продолжительность работ ограничена шестью месяцами.

Организация общественных работ для молодежи - это промежуточный этап между завершением среднего образования в школе и постоянной занятостью. Однако главные направления активной политики занятости - это программы помощи получения профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Нехватка во многих странах высококвалифицированного персонала относится не только к числу высокотехнологичных отраслей, но и к старым отраслям, нуждающимся в реконструкции на базе новых информационных технологий.

Без адекватно подготовленной рабочей силы невозможно осуществить диверсификацию и модификацию выпускаемой продукции на базе новых технологий.

В сфере занятости повышенные требования к квалификации и профподготовке рабочей силы приводят к росту безработицы среди низкоквалифицированной части рабочих, в первую очередь среди молодежи. Во всех без исключения странах доля безработной молодежи значительно превышает средний уровень. Характерна одна из особенностей поведения молодежи на рынке труда. С ростом удельного веса безработных среди молодежи сокращается их доля в экономически активном населении.

Для молодежи также предусматривается выплата пособий по безработице, но все-таки делается акцент на активное вовлечение молодежи в сферу деятельности, либо давая возможность трудоустройства, либо предоставляя возможности профподготовки. Помощь в профподготовке молодежи осуществляется либо посредством разработки и принятия специальных программ на уровне законодательных органов, либо путем совместного участия государства и предприятий в организации профподготовки и переподготовки кадров.

Программы профподготовки финансируются спонсорами - предпринимателями, местными органами власти, добровольными пожертвованиями. Молодежь, охваченная программой получают материальную помощь в виде стипендий.

Можно сформулировать по крайней мере три принципа, которыми руководствуются специалисты при определении материального обеспечения молодежи, охваченной программами профподготовки и занятости.

1). Адекватны ли пособия или заработная плата разумному уровню жизни работника и его семьи;

2). Достаточна ли оплата для достижения искомых результатов программы;

С одной стороны, она должна быть достаточной, чтобы привлечь людей к этой программе. С другой стороны - не так высока, чтобы люди оставались в рамках действия этой программы и не искали бы другую работу.

3). Выплаты должны создавать правильное представление о возможностях работников, чтобы они не требовали слишком многого от возможных нанимателей в будущем.

По данным МОТ, в ряде стран удельный вес безработных, не имевших работу более одного года превышал половину всех безработных.

У безработных, не имеющих работы в течении длительного периода времени, свои специфические проблемы при поисках работы. они потеряли привычку работать и мотивацию к работе, у них нет послужного списка выполняемой работы, они потеряли интерес для нанимателей. Как правило, их образовательный уровень и квалификация невелики.

Чем более длительное время безработные ищут работу, тем сильнее они теряют свои профессиональные навыки и квалификацию и тем менее привлекательными они являются для нанимателя. Это их деморализует, и они не так энергично ищут работу, если вообще не перестают ее искать.

Характерно, что если даже сокращается общее число безработных, количество лиц, не работающих длительное время почти не сокращается.

Для того, чтобы стимулировать безработных с длительными периодами безработицы к активным поискам работы, принимается ряд мер.

Например, действует закон о содействии занятости, который предусматривает оказание помощи во временной занятости для безработных не работающих длительное время.

Сюда относятся пожилые люди, инвалиды и другие люди, испытывающие затруднения при устройстве на работу. Предоставляемые работы рассчитаны на один год, но могут быть и продолжены.

Предусматривается также финансовая помощь безработным для поисков работы в других районах, а также транспортных субсидий.

Следует заметить, что одна финансовая помощь государства в организации самостоятельного бизнеса недостаточна. Лица, которые хотят организовать свое предприятие, должны знать, как начать дело, пройти специальную подготовку, получить знания о финансовой стороне бизнеса, маркетинге.

Часто организации малых предприятий мешают излишняя сложность в регистрации дела, контроль за стандартами, налоги и т.д. Для успешного дела самостоятельным работникам должна быть оказана и такая помощь.

Для снижения нормы безработицы с 9% до 6% при ежегодных темпах роста в 4, 5% потребуется:

(9-6) *2, 5/4, 5=1, 6 года

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл

- осталось написать email или телефон

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Елена
Мы защитились. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ, Через 10 дней получаем диплом. УДАЧИ ВАМ ВО ВСЕМ!!! ЕЩЕ РАЗ ОГРОМНОЕ СПАСИБО.