Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогноровании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
• по степени охвата (общее и частичное),
• содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),
• предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),
• сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
• охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
• срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),
• жесткое и гибкое.
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
• полнота (требуется учесть все),
• детализация (глубина ее определяется целью планирования),
• точность,
• простота и ясность,
• непрерывность,
• эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
• выравнивание при планировании (учет "узких мест"),
• экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
• объект планирования (что планируется),
• субъект планирования (кто планирует),
• период (горизонт) планирования (на какой срок),
• средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
• методику планирования (как планировать),
• согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают:
• последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),
• скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т. д.,
• жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
• гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
• общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),
• стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала),
• тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т. д.),
• оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Основными признаками стратегического планирования являются:
• цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
• носитель идеи планирования - высший менеджмент,
• проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
• горизонт планирования - долгосрочное,
• охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
• принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.
Это планирование включает:
• выработку стратегии,
• стратегическое планирование производственной программы,
• планирование развития потенциала,
• планирование развития структуры потенциала.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
• носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
• задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
• горизонт - короткие и средние сроки,
• глубина - детализация планов,
• диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
• основа - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.
При планировании решается множество проблем, основные причины которых:
• особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),
• особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),
• проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),
• проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),
• большое число лиц, участвующих в планировании,
• ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),
• проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).