Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Вопросы к экзаменам по курсу "психология мотивации и эмоций"
Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др. наук, изучающих природу и общество. Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др. конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
Проблема мотивации в психоанализе.
Проблема мотивации в школе Курта Левина.
Исследование мотивации в когнитивной психологии.
Проблема мотивации в психологии деятельности.
Строение деятельности, и влияние мотивов на ее эффективность.
Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
Общие черты и виды потребностей.
Биологические формы мотиваций, их развитие в филогенезе.
Инстинктивное удовлетворение потребностей.
Опредмечивание биологических потребностей.
Проблема базовых потребностей человека.
Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
Базовая потребность в защищенности, безопасности.
Основные этапы развития мотивационной сферы человека.
Мотивационная сфера личности, ее формирование.
Виды мотивационных образований человека.
Ситуационное развитие мотивации.
Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов.
Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации.
Понятие оптимума мотивации.
Методы исследования потребностей и мотивов.
Исследования когнитивного диссонанса.
Исследования мотивации помощи.
Исследования мотивации власти.
Исследования агрессии.
Развитие представления об эмоциях в истории психологии.
Учение об эмоциях Б. Спинозы.
Учение об эмоциях В. Вундта.
Теории эмоций в отечественной психологии.
Теории эмоций в зарубежной психологии.
Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций.
Условия возникновения эмоций.
Эмоции и процессы познания.
Эмоции и мотивационные процессы.
Функции эмоций.
Исследования выражения эмоций.
Проблема критерия эмоциональных явлений Классификация эмоций.