Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Вопросы к экзамену по зоопсихологии
Вопросы практического применения психологии (прикладной или практической психологии) нашли отражение в многочисленных дисциплинах, программах и направлениях. Обращение к истории отечественной психологии позволяет утверждать, что объективно все ее большие достижения были получены на путях последовательной реализации методологического принципа единства теории и эксперимента. При этом прослеживается закономерная зависимость метода исследования от теоретической позиции исследователя. Приближение психологического эксперимента к жизни создавало благоприятную почву для его использования в практике, прежде всего в вопросах школьного обучения и воспитания. Активную деятельность в этом направлении развернул А. П. Нечаев, организатор петербургской лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901) и Всероссийских психологических съездов (1906, 1909, 1910, 1913, 1916) Однако нечеткость теоретической позиции Нечаева, чрезмерная поспешность в реализации данных экспериментальной психологии в педагогической практике привели к разочарованию в возможностях экспериментальной психологии (в данном варианте) для педагогики. В то же время предложенный А. Ф. Лазурским метод естественного эксперимента, близкий к клиническим методам исследования, получил дальнейшее развитие, в частности в педагогической и детской психологии. В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса. Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей. Для противостояния ложным (эзотерика и др.) направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов. Появление и применение компьютерного психологического тестирования привело к развитию таких направлений, как: Межличностная и групповая коммуникация: Переговоры. Продажи. Презентации. Профессиональное общение. HR- менеджмент. Управление проектами в бизнесе и политике. Массовая коммуникация: Реклама. PR. Брендинг и имиджмейкинг. Избирательные технологии и политическое консультирование. Личностное развитие: Совершенствование профессионально важных качеств. Актуализация Творческих и Лидерских способностей. Уровень применения психологических технологий управления массовыми процессами вышел на "продаваемый", конкурентноспособный этап. [Психологический словарь, 1996]
Предмет и задачи зоопсихологии м сравнительной психологии.
Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.
Основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в историческом аспекте.
Проблема возникновения психики.
Основные этапы развития психики животных в эволюции.
Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.
Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.
Низший уровень стадии перцептивной психики.
Общение и групповое поведение высших беспозвоночных.
Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики.
Особенности научения высших животных.
Групповое поведение и общение у высших позвоночных.
Интеллект животных и методы его изучения.
Манипуляционная активность и ее познавательная функция.
Орудийная деятельность животных и ее отличие от орудийной деятельности человека.
Общее представление об онтогенетическом развитии поведения и психики животных.
Особенности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных.
Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у высших позвоночных,
Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Возможности научения зародышей.
Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде. Особенности онтогенеза зрело- и незрело рождающихся животных.
Инстинктивное движение, врожденное узнавание и ранний опыт.
Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном периоде.
Основные концепции игры животных.
Представление об игре животных как о развивающей деятельности.
Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных.
Врожденное и приобретаемое поведение животных.
Инстинктнвное поведение и методы его изучения.
Научение и методы его изучения,
Виды научения.
Неассоциативное и ассоциативное научение.
Запечатление как особый вид научения.
Латентное научение и инфант как особые виды научения.
Облигатное и факультативное научение.
Подражание. Алеломиметическое поведение н имитационное научение.
Развитие научных представлений об инстинктивном поведении и научении в истории зоопсихологии. Пластичность инстинктивного поведения (Концепция В.А.Вагнера).
Проблема мотивации поведения животных.
Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений.
Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.
Эксперименты по обучению обезьян коммуникации с помощью искусственных средств.
Различие в использовании орудий антропоидами и человеком.
Антропогенетически значимые черты поведения н психики приматов.
Поведение и психика человека и животных - генетическое родство и качественные различия.
Хочу поблагодарить за оказанную услугу и сказать спасибо за помощь в сопровождении диплома. Я защитилась на 5. Вы мне во многом помогли. Еще раз спасибо. Я не ошиблась в выборе надежного сайта. Теперь, при случае, буду Вас рекомендовать.