Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Вопросы к экзамену по этнопсихологии
"Этнология", образовано из греческих слов - etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие "этнос" к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п. Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими науками, также изучающими человека, народы, культуры, общество. Вплоть до XIX в. понятие "этнология" спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию "антропологических" (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической борьбы различных направлений и школ относительно предмета, целей и места данной науки в системе наук. В определенной мере эти дискуссии и споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия "этнология". Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только "отсталые" этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре. Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.
М. Лацарус и Г. Штеенталь о психологии народов
Психология народов В. Вундта
Возникновение и становление этнопсихологии в России
Г.Г. Шпет о предмете этнопсихологии
Междисциплинарный статус этнопсихологии
"Emic" и "etic" подходы в этнопсихологии
Основные этапы развития этнопсихологии
Теория "культура и личность", ее методы и задачи
Три тенденции в сравнительно-культурных исследованиях: релятивизм, универсализм, абсолютизм
Содержание и уровни инкультурации
Противопоставление культур "вины" и "стыда"
Основные подходы к изучению национального характера
Конфигурация культур, базовая и модальная личность
Исследования этнической ментальности
К. Леви-Строс об универсальности мышления людей из разных культур
Изучение ориентированности культур на коллектив и на личность
Межкультурные различия в процессе давления группы на личность
Межкультурные различия в протекании атрибутивных процессов