Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Шпаргалки Билеты к экзаменам Проблемно-тематические курсы

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.

Поиск материалов

Философия

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования. Основные проблемы философии. 1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. 2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное. 3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время. 4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика. 5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине: 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек. Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот. Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит. Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар. Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма. Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны. 2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны. 3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание. 4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира. Формы идеализма: субъективный и объективный. 1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека. Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений. Логика рассуждения: мир дан в ощущениях. 2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает "ничье сознание", дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон. Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

УДК 1/14 ББК 87я73 М47
Мельникова Н.А., Мальшина Н.А., Алексеев В.О.
М47 Шпаргалка по философии: Ответы на экзаменационные билеты. - М.: Аллель-2000, 2005. - 64 с. - (Полный зачет). ISBN 5-9661-0092-6
Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая "шпора", написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по философии, а остальное - дело техники.
Ни пуха, ни пера!
УДК1/14 ББК 87я73
Содержание
Предмет философии и ее место в системе научного знания 5
Быте как всеохватывающая реальность 5
Основные точки зрения на процесс познания 5
Субъект и объект познания .7
Философия как теоретическое ядро мировоззрения 7
Понятие культуры в философии. 7
Функции культуры ,. 9
Формы культуры , .9
Культура и цивилизация 9
Общая характеристика современной зарубежной философии 11
Становление и развитие отечественной философии 11
Структура философского знания , 11
Дофилософские (дорациональные) мировоззрения 13
Философия и культура Древнего Востока 13
Что такое философия , 13
Этапы истории философии 15
Общие представления о духе 15
Материя 15
Сознание '. 17
Движение 17
Пространство и время 17
Диалектика обыденной и научной картины мира 19
Особенности философской и религиозной картины мира 19
Диалектика. Структура диалектики 19
Закон единства и борьбы противоположностей 21
Взаимопереход количественных
и качественных изменений 21
Закон отрицания отрицания 21
Основные категории и принципы диалектики 23
Общие понятия о человеке 23
0О. Гражданское общество. 23
31. Социальная структура общества , 25
3 2. Массовая культура 25
Человек в мире природы 25
Понятие общества 27
3 5. Человек и культура 27
Типы цивилизаций 27
Основные точки зрения на процесс познания 29
Виды познания 29
Субъект и объект познания 29
Два способа познания в философии Нового времени: чувслвенное и рациональное. 31
Основные положения эволюционной теории познания 31
Отражение как четвертое свойство материи 31
Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) .33
Заблуждение 33
Ложь. 33
Истина как процесс. 35
Критерии истины .35
Ценность как категория 35
Решение проблемы классификации ценностей в философии 37
Общечеловеческие и личные ценности 37
51. Проблемы ценностной интерпретации Г. Риккерта и М. Вебера .37
5 2. Античная философия (от натурализма до Платона) 39
5 3. Античная философия (от Аристотеля до неоплатонизма) 39
54. Средневековая философия .39
Философия Возрождения (обзор) , 41
Философия Возрождения (personalia) Италия, .41
Фшософия Возрождения (personalia) Европа .41
Философия Возрождения (personalia). Ранние утописты 43
Философия начала Нового времени {XVII-XVIII вв.). Эмпиризм и рационализм .43
Учения Ф. Бэкона и Р, Декарта ; '...43
61 . Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в 45
Философия эпохи Просвещения ..,...,., 45
Философия И. Канта 45
Философия Г. 8. Ф. Гегеля Л| ...47
Антропологический материализм Л. Фейербаха 47
Философская концепция марксизма 47
Философия позитивизма: этапы развития .49
Философия прагматизма .49
Герменевтика как философское направление .49
Сциентизм и антисциентизм , 51
71 . Человек в "философии жизни" 51
Учения психоанализа и неофрейдизма 51
Проблема свободы в экзистенциализме 53
Значение творчества М. В. Ломоносова
для русской философии 53
Философские дискуссии западников и славянофилов. 53
Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого 55
Философская система Вл. Соловьева 55
Русский космизм 55
Категория бытия в философии 57
Этапы исторического развития этических представлений 57
8 1. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью - две современные концепции 57
Эволюция эстетических идей 59
Категориальный аппарат эстетической теории 59
Практическая сфера реализации эстетических представлений 59
В чем смысл жизни человека? 61
Понятие свободы и ответственности 61
Разнообразные подходы к пониманию смысла жизни человека 61
Общественный прогресс. 63
Понимание прогресса в XX в 63
Глобальные проблемы современности 63
1. ПРЕДМЕТФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагаетопре-деленную оценку концепции "распочкования" предмета философии и концепции "предметного самоопределения философии", где речь идет только о научной стороне философского знания.
В концепции "распочкования" в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских построений.
Основы философии закладывалисьвХУШв. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в свя-зи с появлением частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма мировоззрения. Ее предметом является всеобщее в системе "мир -человек", и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Эта система при первичном подразделении распадается на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы -"мир" и "человек".
Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие человека. Предмет философии в основном отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, таким своим представлением, как отношения человека к миру, мира к человеку. Нота-
2. БЫТИЕ КАК ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Философская проблема бытия возникла как необходимость обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.
Бытие- понятие, сходно, одного порядка с такими понятиями, как "существование", "действительность", "реальность". Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира - мир сознания и мир природы - могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, природный мирсуществуетобъективно, независимо от воли и сознания людей.
Психический мир, мир человеческого сознания, существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм бытия позволяет выделить еще несколько их разновидностей, Этот подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он принадлежит к двум мирам: к природному, телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания. Бытие человека есть диалектическое единство объектно-предметного и субъективного. Своеоб-разием отличается и бытие вещей, создаваемых
3. ОСНОВНЫЕТОЧКИЗРЕНИЯ НА. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
Теория познания, или гносеология, - это раздел философии, в котором изучается п рирода познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия "познание" устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. "познание" тоже оказалось производным от "знания", причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений.
Деятельность субъекта расчленяется, как известно, натри основныхтипа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопоставить последний тип с двумя предыдущими. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная деятельность, которая сама не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной ценностно-ориентационнои деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, естьосо-знаниетого, что те или другие явления могутудовлет-ворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по по-' лучению, хранению, переработке и систематизации
осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Знание же - результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания. Виды познания: обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др.
Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволюция принимает во вни--мание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и различаются по степени развития. Осознание человеком способа познания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категориальный каркас познания и его регулятор в виде системы принципов и логики познания. Метод познания - это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания.
Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют общелогические приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование), методы чувственного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и рационального (идеализацию,формализацию, аксиоматический, гипо-тетико-дедуктивный методы, методы мысленного эксперимента, единства исторического и логического) познания. Также существуют формы научного и вне-научного познания.
человеком, опосредованных человеческим духом, со--знанием. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, субъективный и объективный дух.
Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бытия; это существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность - актуальное бытие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии -учения о бытии, онтологии. Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставляющих бытие небытию и доказывающих невозможность последнего, поскольку оно не может быть по-мыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мышления. В последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие состоит в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной.
Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные - производными. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.
кой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.
Философски всеобщее выражает факт раскола мира на материальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедливость. Такие всеобщие в материальной действительности понятия могут служить человеку элементами для формирования мировоззрения.
Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не "распочковывался", т. е. не разбирался на части отдельными науками. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения состоит в глубокой связи с наукой.
Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, - в опоре на понятия и принципы какой-либо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего. Реализм - общее существует, помимо единичных вещей, как их первооснова, свойство. Концептуализм - общее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм - общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.
4. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это может быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта и объекта. Одна из первых принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ - тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствую-щие ощущения. Представители философии объективного идеализма ссылались на "непосредственную данность" объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный. Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип "предустановленной гармонии" как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. В. Ф. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности. Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс
5. ФИЛОСОФИЯ КАКТЕОРЕТМЧЕСКОЕ ЯДРО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения - вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие "мировоззрение" входят "мир" и "человек", две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическаяподсистема; 2)гносеологическая,теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая(ценностно-ориентацион-
ная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема.
Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеетуровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются миро-ощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятель- '
6. ПОНЯТЫЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ
Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин "культура" обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности". Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция "природа - культура" сменилась на оппозицию "цивилизация - культура" (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация - к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура -это система ценностей, сложная иерархия идеалов
и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностио-го подхода культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой кдеятель-ностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.
Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.
ная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
индивидуально-экзистенциальные;
социально-классовые;
внутринаучные;
художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектно го отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным "редактором" знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это идея - звено, связующее объект и субъект.
конструирования объекта усилиями человече-ского ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись представители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
В отношении между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда интен-ционально, т. е. направлено паевой объект. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективен по восприятию, но 00 объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (объективный идеализм); образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание - сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.
GO
7. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Культура - важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственного уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах духовной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего нормативно-ценностную связь - позитивную или негативную - религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э. Дюркгейм.
Он рассматривал прежде всего место культуры в целостном развитии общества и разделении труда. Социализирующие факторы подверг основательному изучению Э. Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит И. Хейзин-ге. Выделяют функции культуры в соответствии со структурой духовного производства, такие как:
поддержание преемственности (традиции);
норматизация;
оценка;
целеполагание;
познание;
смыслообразование.
Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление. В структуре духовного '
8. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
"Культура" - термин латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Немецкие философы-просветители, обобщая взгляды древних философов, определяли культуру как все произведенное человеком за вычетом природного, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово "культура" начиная с древних эллинов и римлян обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась:
как процесс развития человеческого разума и ра
зумных форм жизни, противостоящихдикости и вар
варству (французские просветители);
как историческое развитие человеческой духовно
сти, обеспечивающей прогресс человечества (не
мецкий классический идеализм);
как автономные системы ценностей и идей, опре
деляющих тип социальной организации (неоканти
анство).
В целом в познании культуры движение мысли идет от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная, искусственная сфера человеческого бытия.
Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.
Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию,
9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как "духовному коду жизнедеятельности людей". Другая ориентирована на ценностный подход к культуре как "сложной иерархии идеалов и смыслов". При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера.
Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Кризислрогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в "эпоху путешествий" и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация (Г. Жуф фруа).
В целом во второй половинеXVIII - началеXIX вв. утвердились три подхода к пониманию цивилизации:
унитарный (цивилизация - идеал прогрессивно
го развития человечества как единого целого);
стадиальный (цивилизация - этапы прогрессив
ного развития человечества как единого целого);
локально-исторический (цивилизация - качест
венно различные, уникальные этнические или исто
рические общественные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы этно-исторической концепции цивилизаций, предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культур но-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории - быстрее или медленнее - идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.
В рамках этой методологии появились концепции "исторических" и "неисторических" народов; закон "трех стадий развития нравственности" (семьи, гражданского общества и государства) Г. В. Ф. Гегеля; закон "трех стадий эволюции мысли" (теологической, метафизической, позитивной) О. Конта; теория "общественно-экономических формаций" К. Маркса.
Несмотря на различия европейских универсальных философских концепций истории человечества, идея уникальности культурно-исторического развития народов прочно укоренилась лишь в романтической историографии.
в качестве неписаного закона посредством обыденного сознания выполняет регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.
Искусство - мастерство, умение, развитые знанием дела; творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.
Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, выступает как органическая часть культуры.
В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая [М. Ф. А. Вольтер Ж. Ж. Руссо, П. А. Д. Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксисткой философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека.
Культура - самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей.
производства следует выделить следующие основные функции:
производство новыхзнаний, норм, ценностей, ориен
тации и значений;
накопление, хранение и распространение знаний,
норм, ценностей и значений;
воспроизводство духовного процесса через под
держание его преемственности;
коммуникация, обеспечивающая знаковое взаимо
действие между субъектами деятельности, их диф
ференциацию и единство;
социализация общества через создание структуры
отношений, опосредованных культурными компо
нентами.
Как дополнительная форма социализации выде ляется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний связана с исторической эволюцией производства знаний и зна- О чений (от гадательных способов к научным системам), *"" Высока роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва в современном мире требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накопления информации.
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах. В этом смысле культура - память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт. Именно в ценностной и смысло

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл

- осталось написать email или телефон

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Юлия, 27.03
Спасибо Юля. Кстати курсовая по законности произвела практически фурор у самой строгой преподавательницы. Еще раз огромное спасибо.