Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Менеджмент персонала
Управление персоналом в единстве своих
разнообразных функций, субъектов и методов выступает
предметом науки " Менеджмент персонала". Менеджмент
персонала - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее
идеи и теории возникли в начале XX в. и даже раньше, долгое
время они развивались в рамках различных наук, связанных с
производством и деятельностью главным образом коммерческих,
а также некоммерческих, прежде всего государственных,
организаций. В зависимости от того, в русле каких наук
исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом,
для характеристики этой науки использовались соответствующие
термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в
основном в русле бихевиористских, поведенческих наук,
что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там,
несмотря на то что процесс выделения менеджмента
персонала в самостоятельную науку в основном завершился в
60-70-х годах XX в., он и сегодня называется по-разному:
"организационное поведение" или "управление человеческими
ресурсами" (иногда эти термины характеризуют относительно
самостоятельные науки, причем "организационное поведение"
трактуется как ядро, важнейшая составная часть "управления
человеческими ресурсами"). "Организационное поведение,
- пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др.,
- представляет собой комбинацию по крайней мере двух
старых наук в школах бизнеса: "человеческие отношения"
и "управление", но эти науки также включили в себя
элементы других дисциплин, в основном психологии и
социологии. Политическая наука, экономика (по крайней
мере те элементы, которые относятся к принятию решений и
информационной экономике), антропология и психиатрия также
повлияли на развитие науки об организационном поведении". В
Германии и некоторых других странах континентальной
Европы наука управления персоналом была традиционно
связана в первую очередь с экономикой предприятия, что
нашло отражение в названии этой дисциплины - "экономика
персонала" или "менеджмент персонала". И сегодня в ФРГ
довольно часто данные термины употребляются как синонимы
науки управления персоналом. В СССР специальной науки
"Менеджмент персонала" не существовало и отсутствовала
важнейшая база ее предмета - рыночная среда, тем не менее
управление кадрами исследовалось в рамках экономических,
социологических и психологических наук. Человек, будучи
единым, участвует в производственной деятельности как ее
многогранный субъект: и экономический - производитель и
потребитель благ; и биологический- носитель определенной
телесной конструкции и физического здоровья; и социальный
- член определенной группы: семейно-родственной (член
многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного
круга родственников и т.п.), демографической (мужчина
или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.),
стратификационной (носитель определенного социального,
в том числе профессионального, статуса и ранга),
классовой (работник по найму или собственник), этнической
(представитель определенной нации или этноса) и др.;
и политический - гражданин государства, избиратель, член
политической партии, профсоюза, других групп интересов;
и правовой - обладатель определенных прав и обязанностей;
и культурный- носитель определенного менталитета, системы
ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный -
разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные
ориентации; и конфессиональный - исповедующий религию или
атеист; и эмоционально-волевой - обладающий определенным
характером и психологическим складом в целом; и разумный -
имеющий интеллект и определенную систему знаний. Все эти и
некоторые другие аспекты (роли) личности при определенных
условиях в большей или меньшей степени воздействуют
на поведение работника в сфере труда. Менеджмент
персонала изучает и учитывает влияние всех аспектов
человека на организационное поведение. В этом состоит
главная специфика данной науки, определяющая ее подход
к исследованию своего предмета, а также ее структуру и
содержание. Менеджмент персонала как наука существует
на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель
теории менеджмента персонала - получение новых знаний
путем описания и классификации явлений, установления
причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей
и закономерностей между ними, прогнозирования типичных
организационных ситуаций. Менеджмент персонала на прикладном
уровне занимается вопросами изменения и преобразования
реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных
моделей, проектов и предложений для повышения эффективности
использования сотрудников. Между двумя уровнями управления
персоналом существует тесная взаимосвязь: теория выступает
методологией конкретного анализа и проектирования, данные
же прикладных исследований составляют базу для построения
гипотез и развития теории. Комплексный, интегративный
характер менеджмента персонала проявляется в структуре
знаний управления персоналом как науки. Ее стержень, ядро
составляют собственные, специфические знания, отражающие,
во-первых, влияние различных характеристик работников на
их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и
организационное поведение и, во-вторых, способы и приемы
практического использования установленных взаимосвязей в
целях обеспечения экономической и социальной эффективности
организации. Кроме того, менеджмент персонала опирается
и отчасти включает теории, касающиеся отмеченных выше
аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие
концепции. 1. Экономические теории, охватывающие разные
направления экономической науки. Это прежде всего теории
рынка труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки
стратегии и принятия оперативно-тактических решений в плане
привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на
предприятии, стимулирования работников, снижения текучести
кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала
чувства преданности предприятию, укрепления корпоративной
культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом
имеют и другие направления экономической науки, в частности:
теории планирования, лежащие в основе планирования
персонала; экономическая информатика, дающая ориентиры
для оптимизации информационного процесса в организации,
а также экономические теории и методы, позволяющие
определять затраты на персонал, принимать рациональные
решения в области его комплектации. 2. Психологические
теории. В менеджменте персонала используется целый ряд
психологических наук и методов. Выводы общей психологии
важны для понимания природы личности, учета специфики
характера, менталитета, ценностных ориентаций работников,
восприятия ими стимулов и т.д. Психологические
теории поведения, прежде всего бихевиористские
концепции, составляют методологическую основу теорий
мотивации. Психоанализ используется для оценки кадров в
процессе тестирования. Социальная психология объясняет
многие аспекты группового поведения: лидерства,
сплоченности, конформизма, формальных и неформальных
коммуникаций и др. Психология общения используется для
налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей
межличностных коммуникаций. Психология труда дает сведения
о психической составляющей трудовой деятельности. Выводы
различных отраслей психологического знания учитываются
в процессе образовательной и воспитательной
работы. 3. Социологические концепции. Их влияние на
управление персоналом разнообразно. Оно проявляется прежде
всего в теориях групп и организаций. Хотя эти теории выходят
за рамки социологии, однако социология групп и организаций
(организационная социология) прямо связана с управлением
персоналом. Она раскрывает многие закономерности групповой
деятельности, в частности обосновывает оптимальные варианты
координации действий персонала в условиях непрерывно
меняющейся внешней для организации среды. Организационная
социология исследует влияние формальных аспектов организации
(институциональной структуры, норм, каналов коммуникаций
и т.п.) на поведение человека, в том числе на управление
им. Широкое применение в менеджменте персонала находят
методы эмпирической социологии: наблюдения, опросы,
интервью, социометрический метод и т.д. 4. Трудовое и
социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом
осуществляется в рамках закона, и прежде всего трудового и
социального права, которые регулируют организацию труда и
сам трудовой процесс, всю совокупность отношений работника
с работодателем, непосредственным представителем которого
выступает администрация. Трудовое право и вырабатываемые
на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения
определяют права и обязанности всех участников процесса
управления персоналом: администрации, линейных руководителей
и кадровых служб, трудового коллектива и его органов,
профсоюзов и некоторых других действующих на предприятии
объединений, а также отдельных работников. Социальное
право определяет деятельность руководителей и служб
персонала в области социального обеспечения работников,
их социальных прав. Перечень используемых менеджментом
персонала наук и теорий можно было бы продолжить,
включив в него и некоторые политологические теории,
анализирующие проблемы власти и управления на первичных
уровнях социальной организации, к которым принадлежит и
такая организация, как предприятие. Предмет менеджмента
персонала в значительной мере совпадает с предметом
конфликтологии, точнее ее разделов, относящихся к конфликтам
в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта
между личностью и организацией, между сотрудниками, в том
числе руководителями, между различными подразделениями
организаций. При этом одни авторы считают, что конфликт,
протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие
же полагают, что идеальная организация должна стремиться к
гармонии. С управлением персоналом во многом пересекаются
науки о труде: эргономика, физиология труда, психология
труда, социология труда, технология труда, педагогика труда,
медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая
способы измерения возможностей человеческого тела и
организма в целом) и др. Столь сложное междисциплинарное
содержание менеджмента персонала объясняется богатством
сторон, аспектов человека, влияющих на его поведение
в организации (на предприятии). Комплексность,
синкретичность управления персоналом никак не отрицает
специфичности и самостоятельного, конечно, в определенных
пределах, характера этой науки. Все данные других
наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом
зрения обеспечения организации оптимальным количеством и
качеством работников и их использования в целях деловой
и социальной эффективности. Как и во многих других
общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента
персонала имеют вероятностный характер и соотносимы
с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными
условиями деятельности организаций. Общая формула управления
персоналом означает, что характеризующая успех этого рода
деятельности деловая и социальная эффективность находится
в функциональной зависимости от выбранного варианта
управленческих действий и ситуации, в которой находится
предприятие. Наука "Менеджмент персонала" выполняет
по отношению к практике кадрового управления следующие
функции: во-первых, идеальное конструирование этой практики,
разработка теории, стратегии, техники, способов и средств
управления персоналом; во-вторых, рационализация, глубокое
критическое осмысление практического управления людьми
и его ориентации на требования экономической (деловой)
и социальной эффективности; в-третьих, преобразование,
побуждение руководителей к изменению моделей, техники,
стиля, способов и средств руководства сотрудниками на
основе альтернатив, предлагаемых наукой. Как отмечают уже
упоминавшиеся американские авторы Г. Штраус, Р. Миллс
и др., для практиков-менеджеров управление персоналом
(организационное поведение - ОП) может предложить три вида
услуг: 1) на основе исследуемых в рамках науки управления
персоналом связей между разными организационными явлениями
можно разработать и протестировать различные теории или
модели в области управления персоналом. Протестированные
теории, в свою очередь, могут помочь практику понять
последствия его поступков, объясняя ему: "Если Вы сделаете
X, то скорее всего получите Y"; 2) систематически изучая
поступки (как в реальных, так и в лабораторных, условных
организациях), наука управления персоналом может предложить
практику более широкое разнообразие возможных вариантов
поведения, чем он мог использовать раньше. Объединенный
с хорошей теорией, расширенный репертуар управленческого
поведения увеличивает количество альтернатив для действий;
3) с помощью увеличения количества возможных альтернатив
поведения, важнейшие последствия которых можно научно
предвидеть, исследования в рамках науки управления
персоналом помогают менеджеру-практику проследить эволюцию
своих будущих поступков и их возможные последствия. Это
повышает вероятность нахождения оптимального варианта
поведения ". Отражением возрастания значимости функций
управления персоналом для эффективности организационной
деятельности является бурный рост соответствующей
науки в странах Запада в последние десятилетия. Наука и
учебная дисциплина " Менеджмент персонала " постепенно
находит свое признание и в России. В СССР управление
персоналом не выделялось в отдельную науку и специально не
преподавалось. Однако ряд разделов этой науки разрабатывался
в рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и
организации производства, а также педагогики, социологии и
психологии. Исследованиями производственных коллективов,
трудовых отношений, условий эффективности руководства
и других проблем, относящихся к управлению персоналом,
занимался у нас целый ряд научно-исследовательских
институтов и других учреждений. По ряду направлений,
например в области коллективных форм организации труда,
социального планирования и др., были получены достаточно
интересные результаты. Правда, политизация производства,
решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами,
командно-административная организация управления
персоналом в целом, идеологическое и иное давление на
ученых и ряд других факторов ограничивают применимость
прежних научных разработок в наши дни. Несмотря на
значительные особенности современной России: острейший
экономический кризис, широкая криминализация экономики и
общества, специфическая производственная культура и т.п. -
менеджмент персонала сравнительно быстро получает в нашей
стране признание и распространение. Как свидетельствует
мировой опыт и современные российские реалии, развитие
менеджмента персонала как науки и его признание в
качестве необходимого компонента высшего и специального
управленческого образования способны оказать значительное
позитивное влияние на деятельность предприятий рыночного
сектора, государственных служб и общественных организаций,
а также содействовать гуманизации труда, превращению его
в важнейшую сферу самореализации и развития личности.
Понятие организационного
поведения. Организационное поведение - это
исследование поведения людей (индивидов и групп) в
организациях и практическое использование полученных
знаний. Исследования организационного поведения
позволяют определить пути повышения эффективности
трудовой деятельности человека. Природа организации
формируется в процессе взаимодействия различных сил,
многообразие видов которых может быть классифицировано по
четырем направлениям - люди, организационные структуры,
технологии и внешняя среда, в которой действует данная
организация (см. рисунок 2.2). Базисные поведенческие
концепции. Все общественные и естественные науки
опираются на философский фундамент базисных, направляющих
их развитие, концепций. Организационное поведение
основывается на ряде базисных идей о природе человека
и организаций (таблица Природа человека. Принято
выделять шесть основных, характеризующих любого индивида
понятий: индивидуальные особенности, восприятие,
целостность личности, мотивация поведения, стремление
к соучастию и ценность личности. Индивидуальные
особенности. Между людьми достаточно много общего,
но каждый человек уникален. Каждый индивид отличается
от других людей множеством характерных черт. Поэтому
людей следует рассматривать как ценный организационный
актив. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет
тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников
предполагает специфический подход менеджера к каждому
из них. Восприятие. Каждый из нас индивидуально
воспринимает происходящие вокруг события. Отношение
человека к объективной реальности проходит через
фильтр индивидуального восприятия, представляющий собой
уникальный, формирующийся на основе накопленного опыта
способ видения, систематизации и интерпретации вещей
и событий. Руководители должны учиться анализировать
особенности восприятия сотрудников, учитывать их
эмоциональность и находить индивидуальный подход к
каждому работнику. Целостность личности. Реализация ОП
предполагает, что администрация организации нуждается
не просто в квалифицированных сотрудниках, но в
развитых личностях. Трудовая деятельность во многом
определяет и индивидуальные черты человека, поэтому
менеджеры должны думать о влиянии работы на личность в
целом. Мотивированное поведение. Мотивация сотрудников
- обязательный атрибут организации. Вне зависимости от
находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования,
ресурсы эти не могут быть использованы без труда
предварительно мотивированных людей. Стремление
к соучастию. Многие сотрудники стремятся,
используя свои таланты и идеи, способствовать успеху
организации. Организации должны предоставлять максимально
благоприятные возможности таким работникам. Ценность
личности. Каждый сотрудник хотел бы внимательного и
уважительного отношения со стороны руководства. Теория
о том, что человек - один из экономических инструментов,
давно утратила популярность, ее заменила теория о высокой
ценности квалификации и способностей, возможности для
саморазвития каждого работника. Теоретические подходы
к поведению человека в организации Организационное
поведение основывается на теоретических подходах к
поведению человека. Ориентация на человеческие ресурсы
(поддерживающий подход). Подход предполагает анализ
личностного роста и развития индивидов, достижение ими
высоких уровней компетенции, творческой активности и
исполнительности. Задача менеджмента состоит в: -
обеспечении возможностей совершенствования навыков
работников; - повышении чувства ответственности
работников; - создании атмосферы, благоприятствующей
увеличению вклада работников в достижение целей
организации. Поддерживающий подход предполагает
переключение основного внимания менеджера с контроля над
работниками на активную поддержку их роста и показателей
работы. Ситуационный подход, тщательный анализ ситуации
позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить
наиболее эффективные в данных обстоятельствах методы
организационного поведения. Использование ситуационного
подхода предполагает обращение к расширенному кругу
научных дисциплин, системность и ориентацию на
исследования. Ориентация на результаты. Каждая
организация срамится к достижению определенных
результатов. Потенциал человеческих показателей должен быть
объединен с ресурсами, и работнику необходимо предоставить
возможность принять участие в достижении результатов
организации. Системный подход. Системный подход к
организации предполагает, что организация рассматривается
как комплекс взаимодействующих элементов. Целостное
организационное поведение трактует взаимоотношения
"индивиды - организация" на уровне личности в целом,
группы в целом, организации в целом и социальной системы
в целом. Модели организационного поведения. Анализ
моделей организационного поведения. Различие
результатов организационных систем в значительной мере
вызвано используемыми моделями ОП, т. е. доминирующими
в мышлении руководства системами убеждений, которые
определяют действия менеджмента каждой компании. Понимание
менеджерами организации сути, значения и эффективности
моделей ОП, которыми они руководствуются, и превалирующих
моделей. Заслуга в привлечении внимания и разработке
теории управленческих моделей принадлежит Дугласу
Макгрегору, который в опубликованной в 1957 г. работе
представил доводы, подтверждающие тезис о том, что
значительная часть действий менеджеров обусловлена
разделяемой ими теорией человеческого поведения,
т. е. в основе практики управления лежит философия
менеджмента. Политика менеджмента в сфере управления
человеческими ресурсами, стиль принятия решений, практика
работы и даже организационные проекты определяются
ключевыми предположениями о человеческом поведении,
которые носят, скорее, неявный характер. Идентифицировать
основные допущения менеджмента позволяют наблюдения
за действиями руководителей организации. Теория Х
представляет собой традиционный набор предположений о
человеческой природе, и в частности о том, что большинство
индивидов негативно относятся к труду. Следовательно,
для того чтобы добиться удовлетворительных показателей
труда, менеджмент вынужден (в соответствии с основными
положениями Теории Х и ее логикой) применять принуждение
и расширять сферу контроля. Даже в том случае, когда
менеджеры высказывают негативное отношение к Теории X,
многие их действия заставляет предположить, что она
отражает весьма распространенный взгляд управленцев на
поведение работников Теория У опирается на более
гуманистический и поддерживающий подход к управлению
трудовой деятельностью людей. В соответствии с
Теорией У, решая порученные задачи, работники будут
осуществлять самоконтроль, а задача менеджмента состоит
в обеспечении условий полной реализации потенциальных
возможностей индивидов в трудовом процессе. На основании
вышеизложенных теоретических построений Д. Макгрегор пришел
к выводу о том, что высший менеджмент многих организаций
руководствовался устаревшим набором предположений о
человеческой природе (Теорией X}. С точки зрения ученого,
более реалистичной является Теория У. Такие модели,
как Теория Х и Теория У, также называются парадигмами,
или исходными концептуальными схемами, моделями
постановки проблем и их решения. Любая управленческая
модель основывается на определенных предположениях о
природе человека, обусловливающих характер интерпретации
событий, контекстов, позволяющих прогнозировать развитие
ситуации. Базисные, осознанно или бессознательно развитые
парадигмы, становятся мощными направляющими управленческого
поведения. Особое значение имеет идентификация моделей
высшего руководства организаций, которое стремится
распространить их на компанию в целом. Поскольку
каждая организация уникальна, методы ОП в ее отделах и
филиалах могут различаться. К примеру, производственный
отдел компании придерживается опекунской модели,
тогда как исследовательский - поддерживающей. Выбор
модели ОП определяется множеством факторов: философия;
видение; миссия и цели организации; условия окружающей
среды. Поддерживающая модель опирается на руководство,
или лидерство, когда менеджеры создают климат, помогающий
индивидуальному росту работников и использованию их
способностей в интересах организации. Настоящий лидер
убежден, что работники активны по своей природе и
стремятся к удовлетворению потребностей организации, а
пассивность и равнодушие - продукт неадекватной рабочей
атмосферы. Таким образом, задача менеджмента состоит в
поддержке усилий работников, направленных на выполнение
рабочих заданий. В тех случаях, когда лидер поддерживает
усилия работников, у сотрудников появляется ощущение
соучастия и причастности к. решению задач организации,
они получают основания говорить о компании "мы", а не
"они". Возрастает мотивация работников к труду, поскольку
их потребности в статусе и признании удовлетворяются на
более высоком уровне; таким образом, у них пробуждаются
внутренние импульсы к работе. Поддерживающее поведение
не требует привлечения значительных денежных ресурсов. Речь
идет, скорее, о стиле поведения менеджмента организации,
проявляющемся в обращении руководителей с людьми. Роль
менеджера заключается в оказании помощи сотрудникам
в решении возникающих проблем и выполнении рабочих
заданий. Коллегиальная модель представляет собой
дальнейшее развитие поддерживающей модели ОП. Термин
коллегиальный относится к группе стремящихся к достижению
общей цели людей. Первоначально коллегиальная модель,
включающая в себя понятие команды, получила широкое
распространение в исследовательских лабораториях и
организациях, деятельность которых определялась творческим
отношением сотрудников к рабочим обязанностям, так как
она наиболее адекватна условиям интеллектуального труда,
значительной свободы действий сотрудников. Возможности ее
применения в традиционном производстве ограничены жесткими
условия организации труда. Успех коллегиальной модели
определяется возможностью формирования (под руководством
менеджмента) у работников чувства партнерства. Управление
организацией ориентировано на командную работу, когда к
руководителю относятся как к тренеру, который создает
команду-победительницу. Реакция работника на такую
ситуацию - чувство ответственности, когда рабочее задание
выполняется на высоком уровне не потому, что так приказал
менеджер, и не под угрозой наказания, а потому, что
сотрудник испытывает ощущение своей обязанности добиться
высочайшего качества. Психологический результат
использования коллегиального подхода для работника -
формирование самодисциплины, когда испытывающие чувство
ответственности работники самостоятельно устанавливают
определенные рамки своего поведения. В такой окружающей
среде работники испытывают чувства исполненного долга,
вклада в достижение общих целей и самореализации, которые,
в свою очередь, выражаются в умеренном энтузиазме при
выполнении рабочих заданий. Понятие личности. Черты
формирования личности. Характеристики личности. Основой
любой организации и ее главным богатством являются
люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно
использовать потенциал работников, создавая все условия
для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для
интенсивного развития их потенциала. Личность - это
совокупность индивидуальных социальных и психологических
качеств, характеризующих человека и позволяющих ему
активно и сознательно действовать. Другим свойством
личности является активная деятельность, направленная на
познавание и преобразование окружающего мира. И третье
свойство личности заключается в устойчивости, что позволяет
прогнозировать поведение человека. Поведение людей
определяется эмоциональными и рациональными факторами,
внутренними склонностями и внешней обстановкой,
вкусами, взглядами, мотивацией. Черты личности
формируются под влиянием многих факторов. Природные
свойства: Физиологическое состояние организма,
особенности высшей нервной деятельности, память,
эмоции, чувства, восприятие. Социальные факторы:
Роли, статус, образование, опыт, привычки, круг
общения Хорошее знание и понимание руководителем черт
личности способствуют успешному управлению подчиненными,
предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию
на него. Любая личность характеризуется: 1)
Общими качества (интеллект, ум, наблюдательность,
внимание, работоспособность, организованность,
общительность и пр.); 2) Специфическими свойствами,
под которыми понимаются способности к тому или иному виду
деятельности; 3) Подготовленностью к деятельности
(совокупность умений, знаний, квалификации, навыков,
привычек); 4) Направленностью, т.е. ориентированностью
своей активности, возникающей во многом под воздействием
социальных моментов (интересов, стремлений, идеалов,
убеждений); 5) Определенным складом характера; 6)
Биологически обусловленными особенностями (например,
темпераментом); 7) Психологическими особенностями:
диапазоном деятельности, который может быть общим, видовым
и специальным; стилем работы и динамикой психики; 8)
Психическим состоянием, т.е. стойкими психическими
явлениями, присущими человеку в течении сравнительно
длительного периода времени (возбуждение, апатия,
депрессия). Инструментарий выявления профессиональных
и личностных качеств работников. Поведение человека
в трудовой сфере в значительной мере определяется
особенностями его личности и отношением к труду и
коллективу. В свою очередь, отношение к труду зависит от
удовлетворенности содержанием труда. Для установления
уровня профессионализма и особенностей личности,
соответствия их требованиям рабочего места, используются
различные методы выявления профессиональных и личностных
качеств работников. Проверка профессиональных качеств
работников во время трудовой деятельности осуществляется
достаточно часто: при приеме, при перемещении, при
аттестации. При проверке профессиональных качеств рабочих,
да и многих специалистов, есть возможность разработать
или применить существующие методы проверки уровня
профессионализма, такие как выполнение проверочной работы,
содержание которой должно соответствовать требованиям
Тарифно-квалификационного справочника, должностной
инструкции. Уровень квалификационных требований
определяется в соответствии с этим справочником или
аналогичного типа документом, а содержание проверочного
задания подбирается членами аттестационной комиссии или
линейным руководителем. Уровень знаний, теоретической
подготовки проверяется во время проведения экзамена,
опроса по заранее известным вопросам, отражающим
стандарт образования, соответствующий проверяемому уровню
квалификации. На стадии приема обширную информацию
о профессиональных и личностных качествах работников
предоставляет анализ результатов испытательного срока,
который предусмотрен КЗОТом и, как правило, не должен
превышать 3 месяцев. По окончании испытательного срока в
качестве экспертов могут быть привлечены любые работники,
сотрудничавшие с новичком. Типологии методов определения
личностных качеств работников и особенностей ролевого
распределения в группе, отношения работников группы,
друг к другу достаточно многообразны, но наиболее
часто выделяют следующие комплексы методов: Трудовой
потенциал личности. В социологии труда рассматривается
категория трудового потенциала человека, определяющая
возможности и эффективность его участия в экономической
деятельности. По сути, потенциал включает несколько
профессиональных и личностных характеристик
работника, состав которых определяется требованиями
участия в производственном процессе. Компоненты
трудового потенциала, по Б. М. Генкину: здоровье,
нравственность, творческий потенциал, образование,
профессионализм. Трудовой потенциал является существенным
фактором взаимодействия субъектов в организации и
управлении персоналом. А. А. Погорадзе со ссылкой на
исследование В. Г. Нестерова и Л. И. Иванько определяет
структуру трудового потенциала (рисунок 2.7) Трудовой
потенциал: Творческий потенциал (интеллектуальные,
познавательные способности), Коммуникативный потенциал
(способность к сотрудничеству), Нравственный потенциал
(ценносто - мотивационные потребности), Лидерский,
Потенциал к развитию, Групповой потенциал, Культурно -
производственный (личностный), Психофизиологический
(работоспособность), Квалификационный (компетентность,
профессионализм). Потенциал - заложенные потенции,
возможности к выполнению тех или иных функций при
благоприятных условиях развития способностей, задатков,
доведения их до умений, навыков. Более узкое понятие в
сравнении с понятием "потенциал" - человеческий капитал -
отражает качества, которые могут стать источниками доходов
для человека, предприятия и государства. Понятие
"потенциал" использует и известный на западе автор
метода психологической стабилизации "Дианетика"
Р. Хаггард. Он рассматривает потенциал человека как
произведение интеллекта на динамику личности: П=ИхД
Интеллект рассматривается здесь как способность постигать,
ставить и решать проблемы, динамика - как жизненная хватка,
энергичность и настойчивость, проявляемая в стремлении
выжить. Характерным для этого учения является пренебрежение
нравственно-мотивационными аспектами потенциала. Сложность
проблемы определения потенциала человека связана с
невозможностью точно определить и предугадать границы
способностей человека, однако, все усилия по выявлению и
развитию потенциала оказываются эффективными, поскольку
результаты оказываются неожиданно высокими. В этой связи
целесообразно определить один из основополагающих факторов
эффективности производства: руководитель современной
формации должен ставить перед собой и решать проблемы
выявления личностного и группового потенциала персонала,
создания условий для его всестороннего использования и
обеспечения на этой основе развития личности и группы и
процветания организации. Уровень использования потенциала
является критерием этики руководителя и внутренней этики
организации: если используется только квалификационный и
психофизиологический потенциал, значит, руководитель -
последователь и приверженец технократического подхода
к персоналу, и его непонимание возможностей других
составляющих потенциала ограничивает возможности развития
организации. Понятие "квалификация" имеет несколько
значений, основное из них - это уровень подготовленности,
степень пригодности к какому-либо виду труда. Определение
этой степени пригодности зависит от выбора параметров,
критериев оценки. Квалификационные характеристики по
должностям, общим для всех отраслей народного хозяйства,
содержит "Квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других служащих",
утвержденный постановлением Минтруда РФ 51.08.98 №
37 (его действие распространяется на коммерческие
организации, создаваемые в форме хозяйственных
товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых
акционерных обществ, акционерных обществ работников
(народных предприятий), производственных кооперативов,
государственных и муниципальных унитарных предприятий), и
"Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых
должностей служащих и общеотраслевых профессий
рабочих" 1996 года, распространяющие свое действие на
предприятия, учреждения, организации, финансируемые
из госбюджета. Особые знания, умения, навыки,
приобретаемые работником в контексте особенностей данной
организации, называются контекстуальными навыками. При
переходе работника в другую организацию для приобретения
профессионализма требуется гораздо больше времени, чем
для адаптации, поскольку в значительной мере теряются
контекстуальные навыки, и стоит задача их приобретения
в новой организации. Высокая квалификация обычно
способствует ускорению процесса профессионализации
на новом месте, т. е. приобретению вдобавок к высокой
квалификации еще и контекстуальных навыков. В этой связи
профессионализм руководителя - это высокая квалификация
в области управления, обеспечивающая стабильный успех
и развитие данной организации на основе сочетания
интересов потребителей, собственников и сотрудников при
приоритете интересов потребителей. Непременным компонентом
профессионализма руководителя, а также каждого работника,
в чьи обязанности входит взаимодействие с другими
людьми, является коммуникативная компетентность (КК). Ее
содержание определяется спецификой трудового коллектива
и трудовой ситуации, а также статусом и социальной
ролью личности. По сути, КК - это умения, знания,
навыки в области организации взаимодействия в деловой
сфере. Коммуникации - это обмен информацией в процессе
деятельности, общение (и его пути ). Эффект