Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Шпаргалки Билеты к экзаменам Проблемно-тематические курсы

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.

Поиск материалов

Государственное и муниципальное управление

Государственное и муниципальное управление - отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

1. Основные этапы эволюции государственного, регионального и местного управления в России
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.
Поэтому особенно актуальное значение приобретает проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и само-управленческих структур с позиций научного анализа соотношения, правового государства и гражданского общества.
Научно обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких единых фундаментальных основ, на которых строятся Российская государственность и самоуправление как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ, можно определить местное самоуправление через призму его взаимодействия с государством - как такой социальный феномен, в котором смыкаются полномочия государства и общества, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом и индивидом.
Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на общероссийский уровень.
Исторический опыт развития местного самоуправления " России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и, одновременно, обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и, зачастую, независимо от государственных структур.
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов является исследование места, роли и предназначения местного самоуправления " общественной и государственно-правовой структуре Российской Федерации.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального Центра, регионов и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления; органы местного самоуправления все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органа-ми местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.
2. Тенденции современного развития государственного управления в России
На современном этапе развития российская система государственного управления пока еще переживает период становления. Необходимо существенное изменение структуры и функций аппарата высших органов государственной власти, ликвидация излишнего параллелизма и дублирования в государственном управлении.
Создание эффективной государственной службы и профессионального чиновничества - одна из основных задач, стоящих перед государством. При реформировании государственной службы надо учитывать те негативные процессы, которые происходят внутри нее, подрывают ее авторитет в глазах населения и значительно снижают эффективность функционирования, и принимать адекватные меры, направленные на преодоление дисфункций.
Неэффективность работы российского бюрократического аппарата выражается в формализме, волоките, бюрократическом произволе, присвоении прав и полномочий граждан, замещении нескольких должностей одним лицом, отсутствии гласности при решении вопросов.
Недостаточный образовательный уровень значительной части государственных служащих является фактором, снижающим качество работы бюрократического аппарата. При этом автор отмечает быстрое моральное устаревание знаний чиновников, необходимость широкого освоения новых дисциплин, привлечения в органы государственного управления специалистов широкого профиля, в частности с юридическим образованием.
На функционирование системы государственного управления влияет оценка населением его работы. Россияне крайне низко оценивают нравственный облик государственных служащих, их работу. Они видят в чиновниках не представителей государства, которые должны обеспечивать их нужды, а потенциальных коррупционеров, стремящихся реализовать свои амбиции за счет населения. Между тем, положительная оценка населением государственного аппарата является важным фактором в динамичном управлении страной.
Российские государственные органы должны уделять более тщательное внимание отбору кадров государственной службы. Процедуру конкурса на замещение вакантной государственной должности целесообразно осуществлять с использованием новых методов оценки профессиональных, деловых и психологических качеств кандидатов. При этом процесс оценки должен проводиться компетентными независимыми экспертами.
Институт аттестации государственных служащих, являющийся универсальной кадроведческой технологией, уже существует в России. Тем не менее, используется он не в полной мере, а формально. Более рациональное его использование с введением критериев оценки могло бы в значительной степени способствовать продвижению по службе профессионально подготовленных кандидатов.
Более серьезное внимание руководителям органов управления стоит уделять и повышению квалификации и переподготовке персонала, учитывая слабую профессиональную подготовку государственных служащих. Программы повышения квалификации необходимо составлять с учетом стратегических потребностей в специалистах государственного аппарата. Повышение квалификации и переподготовка являются необходимым и обязательным условием преодоления дисфункций бюрократического аппарата. Моральное устаревание знаний, полученных ранее, требует их постоянного обновления и переоценки.
На сегодняшний день система государственного управления в Российской Федерации характеризуется многочисленными негативными чертами, причины которых отчасти кроются в ее историческом прошлом. Российский бюрократический аппарат не соответствует концепции рациональной бюрократии Вебера. Коррупция, широкое распространение неформальных связей, формализм, волокита, непрофессионализм значительной части государственных служащих России свидетельствуют о том, что характеристики веберовской модели не применимы к российскому бюрократическому аппарату. Население России в государственных чиновников видит не работников государства, которые должны защищать их интересы, а представителей особого клана, стремящихся обогатиться за счет других граждан. Такое положение тормозит проведение экономических реформ, является причиной социальных конфликтов, политической неустойчивости.
Большой вклад в усовершенствование функционирования административного аппарата может внести грамотное применение мер управления персоналом. Наблюдаются определенные сдвиги в организации государственной службы: принята нормативная база, прием на службу осуществляется на конкурсной основе, введен институт аттестации, в некоторых регионах применяются современные кадроведческие технологии. Но в своем большинстве кадровые службы государственных органов еще не осознали важность проведения целенаправленной кадровой политики, не уделяют должного внимания отбору и оценке персонала, повышению квалификации, не проводят карьерное и служебно-должностное планирование. Мероприятия, направленные на повышения качества государственной службы, часто проводятся формально. Между тем, как показывает опыт зарубежных стран, от рациональной кадровой политики зависит в значительной степени эффективность работы государственного аппарата. Необходимо перенять опыт зарубежных государственных органов этой области и применять их с учетом национальных традиций.
Контроль за деятельностью чиновников является обязательным условием рационального функционирования государственного аппарата. В ходе контрольных мероприятий выявляются нарушения, злоупотребления, принимаются меры по их устранению. Также одной из важных функций контроля является предупреждение возможных негативных проявлений. При этом контроль должен осуществляться как в рамках самой организации, так и другими ветвями власти и обществом. Диссертант рекомендует российским государственным органам усилить контрольные функции кадровых отделов и руководящих подразделений, создать специальные контрольно-мониторинговые службы, активизировать деятельность общественных организаций, направленных на предупреждение и выявление бюрократизма, коррупции.
Для того, чтобы российское население могло эффективно защищать свои права, нарушенные государственными чиновниками, необходимо активизировать деятельность уполномоченного по правам человека, децентрализировать его подразделения, широко освещать в средствах массовой информации меры, предпринятые им. Опыт других стран показал эффективность функционирования службы омбудсмана, его важную роль в защите прав и свобод граждан.
3. Эволюция социальных функций и задач государства в России
Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции.
Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация "общих дел", обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
Главная функция государства - решение общих дел - реализуется прежде всего в сфере экономики и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а следовательно, и социальных катаклизмов.
Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. По мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т. е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:
Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т. д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
4. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы.
6. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты
Вопросы народонаселения в целом, воспроизводства рабочей силы увлекают к себе растущее внимание специалистов, политиков и общественности. Причины этого заключаются в том, что демографическая ситуация, положение с использованием рабочей силы, складывающиеся в удельных странах и регионах, во многом влияют на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических и политических сил в региональном и мировом масштабе.
Рост населения испытывает сильное влияние социальных, культурных и экономических факторов, и сам заметно воздействует на них.
Общий рост населения идет нарастающими темпами. За 1950-1995 гг. оно более чем удвоилось - с 2, 5 до 5, 7 млрд. человек. За длительный исторический период временные отрезки удвоения численности населения сокращаются. Первое удвоение произошло за 1500 лет (начало нашей эры - 1500 гг.), второе - за 300 лет (1500-1800 гг.), третье - за 120 лет (1800-1920 гг.), четвертое - за 50 лет (1920-1970 гг.).
Численность населения зависит от основных условий длительного существования популяций (биологических, этологических, логических). Рост населения в мире не был плавным. В отдельных странах и регионах он ускорялся, в других оставался неизменным или сокращался, что определялось целым рядом вышеуказанных причин. Так, чума в 1348-1377 гг. в Европе привела к уменьшению населения, по меньшей мере, на 40%, а демографическое восстановление заняло свыше сотни лет.
Основные аспекты демографического развития. Демографическое развитие складывается из длительных периодов эволюции и относительно кратких качественных сдвигов или периодов демографического перехода и демографических революций. Под демографическим переходом понимается смена типов воспроизводства населения. Он совпадает с трансформацией доиндустриальной системы производительных сил в индустриальную.
Термин демографическая революция, или демографический взрыв, означает беспрецедентно высокие темпы естественного прироста населения, которые превышают темпы прироста предшествующих десятилетий. По отдельным оценкам к быстрым темпам роста относится ежегодный прирост в 2% и выше, при котором население удваивается каждые 35 лет, умеренным - каждые 50 лет, медленным - примерно каждые 200 лет.
Демографический взрыв - следствие и проявление процесса модернизации традиционного типа воспроизводства населения, при котором демографическое равновесие поддерживается за счет предельно высокой рождаемости и смертности. Характерной чертой такого порядка является быстрая смена поколений, едва доживающих до 40 лет. Трансформация традиционного типа естественного воспроизводства началась со снижения смертности. К середине XX в. человечество стало обладать эффективными и относительно дешевыми средствами борьбы с массовыми болезнями, что привело к резкому снижению смертности.
Процесс снижения смертности носил форсированный характер в развивавшихся странах. За послевоенный период коэффициент смертности там сократился в 2, 6 раза: с 23, 3 в 1950-1955гг. до 9, 1 в 1990-1995 гг. Рост населения стран Азии, Африки и Латинской Америки приобрел взрывной характер. Мощность протекающего демографического взрыва превосходит известную прежде. Демографический переход в промышленно развитых странах Запада завершился в 50-х годах. Улучшившиеся условия жизни привели к увеличению продолжительности жизни, сокращению рождаемости и повышению доли пожилых людей. Ожидается, что в первой четверти XXI в. в этой подсистеме мирового хозяйства валовые темпы рождаемости и смертности будут почти равны
В демографическом переходе, или смене типов воспроизводства населения, можно выделить четыре фазы. Впервой фазе снижение коэффициента смертности опережает снижение коэффициента рождаемости. В результате чего коэффициент прироста населения увеличивается до наибольшего значения. В промышленно развитых странах эта фаза была завершена к середине XX в., но началась в развивающихся странах.
Во второй фазе смертность продолжает снижаться и достигает наименьшего значения, но коэффициент рождаемости снижается еще быстрее, в силу чего прирост населения постепенно замедляется. В эту фазу демографического перехода развивающиеся страны вступили в 70-е годы, когда за происшедшим падением смертности начала снижаться и рождаемость, вызывая замедление темпов прироста населения
Для третьей фазы характерно повышение коэффициента смертности в связи с демографическим старением и одновременно замедление снижения рождаемости. В конце этой фазы коэффициент рождаемости приближается к уровню простого воспроизводства. Промышленно разбитые страны в 90-е годы стали близки к завершению третьей фазы демографического перехода.
Четвертая фаза предусматривает сближение коэффициентов рождаемости и смертности за счет роста последнего.
Рациональность фаз воспроизводства населения в значительной мере обусловливается социально-экономической организацией общества. Перестройка типа воспроизводства зависит не только от снижения смертности, но и от социально-экономических преобразований Тип рождаемости во многом определяется типом семьи и природой экономических отношений в ней. В отсталой аграрной экономике преобладают большие семьи, где родственники объединены общей экономической деятельностью и обязанностями, где потоки благ направлены от младших возрастов к старшим. Данные отношения обусловливают экономическую целесообразность максимизации рождаемости.
В индустриальном обществе семья лишается экономической функции, поток благ в ней изменяет направление, что предопределяет экономическую целесообразность бездетности. Поэтому во многих развивающихся странах улучшение здоровья и благосостояния, которые могут вести к значительному увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению детской смертности, будут играть более важную роль в снижении темпов прироста населения и общей величины прироста, чем в странах Запада, где коэффициент воспроизводства населения упал до того, как они получили современные средства распространение предупреждения и прерывания беременности.
В большинстве стран с высокими стандартами жизни прирост населения напрямую зависит от воспроизводства населения. В демографии разработан ряд показателей воспроизводства населения. Чаще всего используются брутто-коэффициент и нетто-коэффициент воспроизводства населения, а также средняя ожидаемая продолжительность жизни. Брутто-коэффициент представляет обычно число девочек, которое рождает в среднем одна женщина за весь детородный период жизни (условно с 15 до 50 лет). Но этот коэффициент фактически характеризует лишь интенсивность рождаемости. Далеко не все дети доживают до взрослого возраста и участвуют в воспроизводстве населения. Чтобы определить, какое число детей реально замещает родителей, нужно из общего числа родившихся (в данном случае девочек) исключить число не доживающих до среднего возраста их матерей. Подобная очищенная от смертности характеристика называется нетто-коэффициентом воспроизводства населения. Он показывает, сколько в среднем девочек, рожденных женщиной соответствующего поколения за всю жизнь, доживут до возраста, который имела женщина при рождении каждой их них. Для начальных фаз демографического перехода характерен временный подъем нетто-коэффициента.
Мы видим, что рост населения неодинаков в различных подсистемах мирового хозяйства. Подобное явление служит определенной основой для поддержания давних идей об оптимальном населении и оптимальном экономическом росте. Эти идеи обычно связаны с населением отдельных стран и регионов, а в последние десятилетия - с мировым населением. Это дает импульс экономистам анализировать связь между ростом населения и экономическим развитием.
Концептуальные подходы. Проявляется несколько подходов к анализу взаимосвязи между ростом населения и экономическим развитием.
1. Один из них исходит из того, что демографические переменные являются существенным аспектом социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит следующая схема: быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, ослабляет технические нововведения, сокращает объем ресурсов на одного человека и в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.
Исторически этот подход связан с постулатами английского священника и экономиста Т. Мальтуса (1766-1834), который противопоставлял два фактора - население и природные ресурсы. В своей ранней работе он утверждал, что рост населения, если он не будет ограничен, имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, в то время как предложение продовольствия имеет тенденцию расти только в арифметической прогрессии. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Т. Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную, которая лишь корректируется действием "разрушительных" (войны, эпидемии, голод) и "предупредительных" (безбрачие и т.д.) социальных факторов. С начала XIX в. мальтузианская "ловушка" часто используется, чтобы показать, что рост населения создает проблему для человечества из-за недостатка продовольствия, сырья и среды обитания. В соответствии с этим центральной проблемой для человечества является вопрос о том, как выйти из этой ситуации. Различие между временем Т. Мальтуса и современным периодом заключается в том, что он основывал свои выводы на собственной стране, где в то время были достигнуты пределы сельскохозяйственного производства.
2. Другой подход состоит в том, что демографические факторы выступают функцией социального и экономического развития. Этот подход, нашедший отражение на мировой конференции по народонаселению 1974 г., соответствует положениям А. Смита, который считал, что увеличение населения может ускорять экономическое развитие, способствуя техническим нововведениям. Богатство может вести к увеличению числа детей, но использование их труда может перекрывать расходы на их содержание и воспитание. С другой стороны, состоятельные люди склонны иметь меньше детей, в то время как бедность часто сопровождается не только высокой рождаемостью, но и высокой смертностью. Увеличение населения не понижает жизненные стандарты. А. Смит показал, что со временем стоимость продовольственных продуктов снижается. Данный подход соответствует современной концепции "экономии масштаба".
Этот подход усилился в 80-е годы, он нашел поддержку во Втором докладе Национальной академии наук США в 1986 г. В нем признано, что влияние роста населения на экономический рост является комплексным. Такие проблемы, как безработица, недоедание, вызываются многими факторами, и сосредоточение внимания только на снижении роста населения без последовательного учета других основных причин таких явлений может вести к неправильным результатам. Рабочая группа Национальной академии наук констатировала, что снижение роста населения не является панацеей развития, но в "большинстве стран с определенным количеством ресурсов более медленный рост населения может облегчить экономическое и социальное развитие". Она исследовала девять вопросов и пришла к выводу, что отрицательное влияние на истощение ресурсов, сбережений, урбанизацию и безработицу преувеличено.
Население и ресурсы как две важные переменные величины имеют отношения друг к другу. Эти отношения очень подвижны, эластичны, и поэтому выводы анализа этих отношений могут быть различны. В короткий или средний по продолжительности период времени изменения в" численности населения могут выступать важной переменной, но в более длительный период другие переменные со временем будут изменяться, приспосабливаясь к увеличению или уменьшению населения. Поэтому анализ соотношения между населением и социально-экономическим развитием очень специфичен, хотя важен сам по себе. Из-за комплексности вопроса трудно точно учесть влияние всех переменных величин при рассмотрении данной проблемы.
Демографическая нагрузка и экономическое развитие. При оценке демографической ситуации в мире, воздействия роста населения на экономическое положение в той или иной стране большое значение имеет не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура - деление на трудоспособные группы, детей и пенсионеров, а точнее - изменения в возрастной структуре населения.
Общий сдвиг в структуре населения во второй половине XX в. состоит в увеличении старших возрастов (свыше 65 лет) и сокращении младших (менее 15 лет). Так как сокращение доли младших возрастов было большим, чем увеличение пенсионеров, доля трудоспособного населения имела тенденцию к расширению. Исключением из общей тенденции является Африка, где доля молодых возрастов возросла, а доля трудоспособных возрастов, находившаяся ниже уровня других регионов, снизилась. В развитых странах и, особенно в Европе, где доля молодых возрастов и рост населения в 50-е годы были достаточно низкими, снижение уровня прироста населения привело к тому, что увеличение доли старших возрастов уравнивает уменьшение доли молодых возрастов, и поэтому доля населения в рабочем возрасте изменилась относительно мало.
Одним из важных изменений в демографической структуре населения мира выступает рост престарелых возрастов (свыше 80 лет): 1955г. - 0, 6%, 1990г. - 1% населения мира. В промышленно развитых странах Запада доля престарелых возрастов уже превышает 2, 5% населения. Это означает, что медицинские расходы этой группы стран будут возрастать.
Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения.
7. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни.
Изучение любого социального процесса невозможно без учета численности и структуры тех групп населения, которые в нем участвуют. Только определенным категориям лиц предназначены услуги дошкольных учреждений, учебных заведений, служб трудоустройства, гериатрических служб, служб семьи, диспансеров различного профиля и т. д. Однако и те потребности, в удовлетворении которых нуждается каждый человек (пища, одежда, жилье и др.), также не могут быть адресованы абстрактному человеку или суммарной численности жителей. Объем и структура потребностей у разных групп населения существенно различаются. Подтверждением этому служат, например, разрабатываемые типовые модели потребления продуктов питания для людей разного пола, возраста, вида трудовой деятельности, состояния здоровья. Существенно дифференцированы образ жизни и структура потребностей горожан и сельских жителей, представителей разных социальных и этнических групп.
Чтобы социальные процессы в данных конкретно-исторических условиях протекали по возможности в режиме, близком к оптимальному, при их регулировании на региональном и общегосударственном уровнях необходимо считаться с двумя формами проявления социально-демографической дифференциации процессов. Во-первых, качественно различны, как уже было отмечено, потребности разных групп населения. Во-вторых, потребление далеко не всегда является "мирным" процессом. Как правило, идет внутригрупповая и межгрупповая борьба за доступ к ресурсам потребления, за их распределение и перераспределение, за ресурсы, обладающие определенными преимуществами перед другими видами благ. Группы населения с относительно низкой конкурентоспособностью могут в этой борьбе быть доведены до состояния постоянной борьбы за выживание, озлобленности, чреватой социальным взрывом. Следовательно, государство в лице структур власти не вправе занимать нейтральную позицию. Необходимо обеспечить социальную помощь малоимущим слоям населения (пенсионерам, многодетным семьям, матерям-одиночкам); помочь в обеспечении источника дохода группам населения, у которых не решена проблема трудоустройства.
Конфликтные ситуации и социальная напряженность могут возникать не только между разными группами населения, но и по линии "население - органы власти". Они могут быть экономическими и политическими, локальными или общегосударственными, кратковременными и хроническими, иметь разную степень остроты.
Если статистические службы в стране выполняют свои функции, то они располагают необходимой информацией о подобных явлениях социальной жизни. Обязательными в такой информации должны быть сведения о группировках населения по демографическим, социальным, профессиональным, этническим, территориальным признакам. Если органы государственной статистики не решают эту задачу, то дефицит информации хотя бы частично компенсируется по другим каналам: социологическими институтами, центрами исследования общественного мнения, научно-консультационными службами при структурах власти.
К числу основных характеристик состава населения, значимых с точки зрения социальных процессов, относятся следующие: образование, квалификация, занимаемая должность, профессия, занятие, принадлежность к отрасли экономики. Для социальной статистики большое значение имеет группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье. В ряде случаев нужна информация о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию позволяют раскрыть демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность, состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Для решения многих социальных задач необходимы группировки населения, объединяющие сельских жителей, горожан, жителей крупнейших городов.
Эти характеристики используются при описании состава населения и как самостоятельные параметры, и в определенной комбинации с другими признаками. Последнее позволяет достичь более глубокого и разностороннего познания особенностей состава населения.
В статистике России, как и во всей мировой статистике, основным источником данных о составе населения являются переписи населения, проводимые один раз в десять лет.
8. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население.
Проблемы народонаселения, то есть населения Земли, увеличиваются с каждым годом. Этим взволнованы все люди, которым не все равно, в каком состоянии находится и будет находиться планета, на которой живут они и будут жить их дети. Поэтому специалистами всего мира - экологами, социологами, психологами, антропологами - проводится большое количество исследований, касающихся проблем народонаселения планеты, и от результатов можно прийти в ужас.
К подобного рода проблемам можно отнести рост численности населения, рост в геометрической прогрессии. Население Земли будет увеличиваться при условии превышения темпов смертности темпами рождаемости. В настоящее время все именно так и происходит. Ежегодный прирост населения, колеблющийся от 1 до 3%, может показаться небольшим, но такие экспоненциальные показатели озна

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл

- осталось написать email или телефон

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
telegera kaloda, 23.07
Спасибо Вам огромное за помощь. Защитился на отлично. Удачи Вам. Вы меня просто спасли)))))