Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
PR-менеджеры существуют для того,
чтобы устанавливать и укреплять благоприятные связи
между своими компаниями и клиентами. Кроме того, высшие
PR-менеджеры объединяют в себе различные типологические
функции: планировщик, контролер, инициатор, посредник,
ученый, советник и доверенное лицо. PR-директор
должен глубоко осознавать суть и политику своей
компании, корпоративную философию, стиль и структуру
организации. Чтобы добиться эффективной работы, необходимо
координировать свои действия с высшим руководством
компании и ее сотрудниками. Характерными чертами роли
PR-менеджера является гибкость и способность отвечать
на необходимые перемены. Если стратегией данной функции
является коммуникация или обучение, то соответствующим
образом должна быть выстроена и поведенческая линия. Для
PR-менеджера важными являются два особенных параметра:
А. источник полномочий; Б. кто является непосредственным
начальником. Многим PR-менеджерам в европейских
компаниях все еще приходится бороться за то, чтобы занять
свое должное место в руководстве этих компаний. Среди
руководства организаций есть крепко устоявшееся мнение,
что PR не вносят существенного вклада в деятельность
компании. Наверное, для того, чтобы эффективно работать,
PR-директор должен занимать видное и ответственное место в
компании. Очень существенно, чтобы PR-директор подчинялся
непосредственно генеральному директору компании. Таким
образом, обеспечивается тесная связь с руководством
организации. Специфические знания и опыт PR-менеджера
позволяют ему участвовать в принятии важных решений в
организации. Тот, в чьем непосредственном подчинении
находится PR-менеджер, и определяет его. Статус может
зависеть и от того, как в данной организации относятся к
PR. Во многом это характеризуется точкой зрения, сложившейся
вообще в компаниях в данной отрасли экономики. Но
PR-менеджер должен иметь власть, а в крупной компании его
власть должна быть очень существенной. Часто недоверие
у средств массовой информации вызывается из-за того, что
представитель компании не является представителем власти
в этой компании, не участвует непосредственно в процессе
формирования политики корпорации. Следовательно, полного
доверия к такому представителю быть не может. В компаниях
начинают понимать, что в ситуации, когда на деятельность
организации влияют множество социальных, политических
и этических факторов, руководителям ничего не остается
делать, как учитывать вопросы PR в своем ежедневном процессе
принятия решений. Между компанией и ее PR-директором должно
существовать взаимное доверие. Безусловно, существуют
случаи, когда руководство компании должно обращаться к
PR-директору за советом в том, как решить тот или иной
деликатный вопрос. [Являются ли PR стратегической функцией?
http://propr.com.ua/modules.php?name=News&file=print&sid=233
]
1.
Существование общества невозможно
без функционирования системы управления. Управление
выступает составной частью и характеристикой любой
совокупности индивидов. На протяжении всей истории
человечества параллельно с изменением, трансформацией,
отмиранием и рождением новых социальных групп, связей,
ролей видоизменялась и вся система управления. Система
управления, как постоянно функционирующая и
трансформирующаяся составная общества нуждается в
изучении: определении взаимосвязей, как с управляемым
объектом так и внутри ее; определении методов и
принципов воздействия, функций, задач и целей. К одному
из аспектов, которые необходимо изучить относится и
процесс бюрократизации системы управления.
Интерес к
изучению системы управления усиливается, к сожалению, в
периоды кризиса или трансформации одного вида общества в
другой. Это объясняется тем, что при изменении идеологии,
мировоззрения, социальных связей и ролей витает вопрос о
том, как же управлять совокупностью, которая полностью
изменила свои характеристики? При решении данного
вопроса возникает необходимость видоизменения и всех
характеристик самой системы управления, что требует
наличия глубоких познаний о системе и о практике
управления как таковой, так как продуктивная практика
управления является залогом выживания общества в
целом.
Система управления - это совокупность:
специалистов, объединенных в органы управления и
использующих комплекс методов в процессе управления;
организаций и вычислительной техники, используемой при
управлении; связей между органами управления, которые
определяются установленными способами взаимодействия
и потоками управленческой информации, документоотбора
необходимого для выполнения задач, распределенных между
органами управления для достижения целей, поставленных
перед организационной системой.
Производственно
хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права
и обязанности регулируется законом о предпринимательской
деятельности.
Управление предприятием осуществляется
в соответствии с его Уставом. Предприятие является
юридическим лицом, пользуется правами и выполняет
обязанности, связанные с его деятельностью.
Управление
предприятием осуществляется на базе определенной
организационной структуры. Структура предприятия и его
подразделений определяется предприятием самостоятельно. При
разработке организационной структуры управление необходимо
обеспечить эффективное распределение функций управления
по подразделениям. При этом важно выполнение следующих
условий:
решение одних и также вопросов не должно
находится в ведение разных подразделений
все функции
управления должны входить в обязанности управляющих
подразделений
на данное подразделение не должно
возлагаться решение вопросов, которые эффективнее
решать в другом.
Структура управления может
изменяться во времени в соответствии с динамикой
масштабов и содержания функций управления.
Между
отдельными подразделениями могут быть вертикальные
и горизонтальные связи.
2.
Новый Гражданский
кодекс Российской Федерации и принятые в его развитие
законодательные акты ввели в имущественный оборот целый
ряд видов и разновидностей юридических лиц. Большинство
из этих организационно-правовых форм хорошо известны как
российскому, так и зарубежному праву. Однако некоторые
конструкции являются для нас непривычными и еще
должны быть осмыслены с точки зрения их практического
применения. Кроме того, законодательство о юридических
лицах содержит множество новелл, использование которых
дает возможность грамотному юристу и предпринимателю
в некоторой степени уменьшить степень коммерческого
риска и снизить налоговое бремя.
Гражданский кодекс
РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим
трем критериям.
Во-первых, в зависимости от целей
создания и деятельности различаются коммерческие и
некоммерческие организации. Коммерческими называются
такие юридические лица, целью которых является извлечение
прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом
деятельности. Некоммерческими называются организации,
которые не преследуют извлечение прибыли в качестве
основной цели и не распределяют полученную прибыль
между участниками (ст.50 ГК РФ). Следует отметить, что
это деление весьма условно, т.к. всем некоммерческим
организациям разрешено заниматься предпринимательской
деятельностью. Требование законодателя о том, что эта
деятельность должна служить достижению целей, ради
которых создана организация, и соответствовать этим
целям (п.3 ст.50 ГК РФ), также сформулировано довольно
расплывчато. Более того, в кодексе прямо записано, что
доходы, полученные потребительским (некоммерческим)
кооперативом от предпринимательской деятельности,
распределяются между его членами (п.5 ст.116).
Цель
подобного разделения юридических лиц на коммерческие и
некоммерческие состоит том, что коммерческие организации
могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных
Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества,
товарищества на вере (коммандитного), общества с
ограниченной или с дополнительной ответственностью,
открытого или закрытого акционерного общества,
производственного кооператива, государственного (в
том числе федерального казенного) или муниципального
унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие,
основанное на праве хозяйственного ведения, может создать
другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи
ему в установленном порядке части своего имущества в
хозяйственное ведение. Этот перечень является исчерпывающим
(ст.50, 114 ГК РФ, п.1 ст.6 Закона о введении в действие
части первой ГК РФ).
Некоммерческие организации
могут создаваться в любых формах, предусмотренных
законом. Действующим законодательством предусмотрено
создание следующих видов некоммерческих организаций:
1)
потребительский кооператив (ст.50, 116 ГК РФ, Закон
РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации
в РФ".
При этом нужно учитывать, что деятельность
всех видов сельскохозяйственных кооперативов, как
потребительских, так и производственных, а также их
союзов регулируется специальным Законом от 8 декабря
1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации".
2)
общественная организация (объединение), деятельность
которых регламентируется ст.117 ГК РФ, Законом от
12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях",
а также Законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных
объединениях", в котором перечислено пять видов
общественных объединений: общественная организация (ст.8),
общественное движение (ст.9), общественный фонд (ст.10),
общественное учреждение (ст.11) и орган общественной
самодеятельности (ст.12);
3) религиозная организация
(ст.117 ГК РФ, ст.6 Закона о некоммерческих организациях,
Закон РСФСР "О свободе вероисповедания");
4) фонд
(ст.118, 119 ГК РФ, ст.7 Закона о некоммерческих
организациях);
5) учреждение (ст.120 ГК РФ,
ст.9 Закона о некоммерческих организациях);
6)
объединение юридических лиц - ассоциация или союз
(ст.121 ГК РФ, ст. 11, 12 Закона о некоммерческих
организациях);
7) некоммерческое партнерство
(ст. 8 Закона о некоммерческих организациях);
8)
автономная некоммерческая организация (ст.10 Закона
о некоммерческих организациях).
Деятельность
благотворительных организаций, которые чаще всего
создаются в форме общественных организаций или фондов,
регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О
благотворительной деятельности и благотворительных
организациях".
Во-вторых, Гражданский кодекс
подразделяет юридические лица в зависимости от правового
режима их имущества на три категории: субъекты права
собственности (товарищества и общества, кооперативы
и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
субъекты права хозяйственного ведения (государственные и
муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия)
и субъекты права оперативного управления (федеральные
казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды
культурных, образовательных и других учреждений (театры,
музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом
самостоятельного распоряжения доходами, полученными
от разрешенной предпринимательской деятельности
(ст.298 ГК РФ).
Классификация юридических лиц по
имущественному положению и целям деятельности имеет
важнейшее практическое значение. Коммерческие организации
наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься
любыми видами предпринимательской деятельности,
не запрещенными законом. Однако учредители любой
организации могут установить в ее учредительных
документах ограничения на занятие отдельными видами
деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих
видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов
деятельности, перечень которых может быть установлен
только законом, требуется получение специального
разрешения - лицензии (ст.49 ГК РФ). Следовательно,
коммерческая организация, в учредительных документах
которой не содержится исчерпывающий перечень видов
деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать
предоставления лицензии на занятие соответствующим
видом деятельности, и ей не может быть отказано на том
основании, что данный вид деятельности не упомянут в
ее уставе.
Все некоммерческие организации, а также
унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие
специфические виды деятельности, (например, банки,
страховые компании и т.д.), могут осуществлять только
такие виды деятельности, которые соответствуют целям
их создания (ст. 49 ГК РФ). Кроме того, субъекты права
хозяйственного ведения и оперативного управления могут
осуществлять права владения, пользования и распоряжения
этим имуществом только в пределах, установленным законом,
целями деятельности, заданиями собственника и назначением
имущества (ст.296 ГК РФ). В частности, государственное
предприятие или учреждение не вправе распоряжаться
находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать
в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в
совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника
этого имущества (ст.295 ГК РФ).
В-третьих, юридические
лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли
их учредители (участники) какие-либо права в отношении
имущества созданной организации. Учредителем называется
тот субъект (физическое или юридическое лицо), который
создает данную организацию и передает ей в собственность,
хозяйственное ведение или оперативное управление часть
своего имущества. Фактически учредителем является лицо или
лица, подписавшие учредительные документы создаваемого
юридического лица. По этому критерию юридические лица
подразделяются на четыре вида:
1) организации, на
имущество которых учредители (участники) не сохраняют
никаких прав (все виды некоммерческих организаций,
за исключением некоммерческих партнерств),
2)
организации, в отношении имущества которых учредители
(участники) сохраняют обязательственные права
(товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие
партнерства),
3) организации, в отношении имущества
которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения
(дочерние предприятия),
4) организации, в отношении
имущества которых учредители сохраняют право собственности
(государственные и муниципальные унитарные предприятия,
федеральные казенные предприятия, учреждения).
В
зависимости от способов создания и целей деятельности
правовая наука также подразделяет юридические лица на
публичные и частные. К юридическим лицам публичного
права принято относить те организации, которые создаются
помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов
органами государственной власти и управления. Прежде
всего это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ),
а также государственные (муниципальные) предприятия
и учреждения, которые обычно создаются в соответствии
с указами Президента, постановлениями Правительства,
распоряжениями комитетов по управлению государственным
имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1
ст.115 ГК РФ прямо говорится, что федеральное казенное
предприятие образуется только по решению Правительства
РФ.
Гражданский Кодекс, признавая юридические лица
субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит
общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие
и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие
и некоммерческие проводится в зависимости от наличия
при создании и деятельности организации в качестве
основной цели систематическое извлечение прибыли. При
этом перечень организационно-правовых форм коммерческих
организаций, приведённый в Гражданском Кодексе, является
исчерпывающим, что означает невозможность использования для
ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной
фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе.
Мы считаем,
что подобное деление представляется наиболее удачным,
учитывая то, что в рыночной экономике основным критерием
деления целей организации удачно выступает прибыль от
деятельности и цели ее использования.
3.
Управление
в акционерном обществе в общем случае, осуществляется по
следующей схеме:
Высший орган управления (компетенция
которого ограничена законом), принимающий решения по
основным вопросам жизнедеятельности Общества - Общее
собрание акционеров Общества.
Совет директоров -
орган, определяющий основные направления деятельности
Общества, а в том случае если уставом предусмотрено
- назначает Генерального директора, исполнительную
дирекцию.
Генеральный директор Общества - единоличный
исполнительный орган Общества, определяет методы действия
Общества, выступает от имени общества без доверенности,
ведет дела Общества, ему подчинен исполнительный
аппарат Общества, бухгалтерия. Сам Генеральный директор
обязан руководствоваться указаниями Совета директоров и
действовать в соответствии с решениями Общего собрания
акционеров.
Исполнительная дирекция - коллегиальный
исполнительный орган Общества, возглавляемый Генеральным
директором, состоит, как правило, из заместителей
Генерального директора.
Вышеприведенный список
органов управления акционерным Обществом является
наиболее полным.
Из перечня исполнительных органов
могут быть исключены Совет директоров (в этом случае
его компетенция передается Собранию акционеров),
Исполнительная дирекция.
В соответствии со ст. 6
Закона, возможны следующие основания для признания
какого-либо Общества дочерним, по отношению к иному
предприятию: Общество признается дочерним, если другое
(основное) хозяйственное общество (товарищество) в
силу преобладающего участия в его уставном капитале,
либо в соответствии с заключенным между ними договором,
либо иным образом имеет возможность определять решения,
принимаемые таким обществом.
Общество признается
зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более
20 процентов голосующих акций первого общества.
Таким
образом, определяются два основных варианта управления
Обществом со стороны:
а) наличие у одного лица
(взаимодействующей группы лиц) пакета акций, достаточного
для проведения решений, необходимых этому лицу (группе лиц)
при проведении общего собрания (в тои числе и проведения
"своих" кандидатов в Совет директоров).
б) наличие
договора, определяющего обязательность указаний лица
с которым он заключен для Общества (его Исполнительных
органов, Совета директоров) между Обществом, и лицом,
желающим иметь возможность управления им.
Рассмотрим
первый вариант, дающий возможность управлять Обществом,
не будучи при этом членом его исполнительных органов
и Совета директоров:
Следует определить, что есть
несколько типов "контрольных" пакетов акций.
Первым
из них является пакет акций, составляющий 25 % + 1 акция
(Малый контрольный пакет), который, при проведении Общего
собрания акционеров дает акционеру - его владельцу
возможность блокировать принятие решений по некоторым
основным вопросам, внесенным в повестку дня (п. 4
ст. 49 Закона) установлен перечень вопросов, по которым
обязательным большинством для их принятия считается 75 %
от голосующих акций:
внесение изменений и дополнений в
устав общества или утверждение устава общества в новой
редакции;
реорганизация общества;
ликвидация
общества, назначение ликвидационной комиссии и
утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных
балансов;
определение предельного размера объявленных
акций.)
В этом случае рекомендуется по возможности
расширить перечень вопросов, решение по которым может
быть принято Общим собранием не иначе как ? голосов,
включив расширенный перечень в Устав Общества.
Следующим
"контрольным" пакетом является пакет акций, составляющий
50 %+ 1 акция (Решающий пакет). Такой пакет акций дает
акционеру - его владельцу возможность собирать Общие
собрания акционеров, независимо от желания остальных
акционеров, так как в соответствии со ст. 58 Закона,
Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум),
если на момент окончания регистрации для участия в
общем собрании акционеров зарегистрировались акционеры
(их представители), обладающие в совокупности более
чем половиной голосов размещенных голосующих акций
общества.
Также указанный пакет дает возможность
его владельцу практически единолично принимать решения
по вопросам, вынесенным в повестку дня, избирать Совет
директоров, в том случае, если это предусмотрено Уставом
и Генерального директора. Исключение составляют только
те вопросы, решение по которым может быть принято только
большинством голосов, составляющим не менее 75 % акций
(Следует отметить, что перечень таких вопросов может
быть расширен, по сравнению с перечнем приведенным
в законодательстве, что может существенно ограничить
возможности "Решающего пакета").
Наиболее выгодным,
с точки зрения контроля и управления Обществом является
"контрольный" пакет, составляющий 75 % + 1 акция (Большой
контрольный пакет). Большой контрольный пакет дает
возможность акционеру - его владельцу принимать любые
решения на Общем собрании акционеров, и фактически
являться его единственным управляющим.
Следует
отметить, что приведенные выше соотношения голосующих
акций абсолютны только в том случае, если у Общества
нет привилегированных акций. В том случае если Общество
разместило привилегированные акции, следует обратить
внимание на то, что эти акции получают право голоса в том
случае, когда по ним не выплачен дивиденд за прошедший
год. Также привилегированные акции имеют право голоса при
решении по вопросам, принятие которых может прямо ухудшить
положение привилегированных акций в Обществе.
В случаях,
когда привилегированные акции получают право голоса,
это соответственно может резко изменить соотношение и
решающую способность пакетов акций.
Также отметим, что
приведенные выше соотношения относятся в большей мере к
"абсолютным" условиям, то есть к тем случаям, когда на
Общем собрании, как правило присутствуют акционеры,
владеющие в совокупности количеством акций близким к
100 % от голосующих акций Общества.
В ином случае,
соотношение может резко изменится, например, в том
случае, если кворум собрания составил 50 % + 1 акция
(минимальный состав собрания, при котором оно полномочно),
Малым пакетом будет 12,5 % + 1 акция, Решающим пакетом
25 %+1 акция, Большим пакетом-38 % акций.
Рассмотрим
второй вариант управления Обществом - путем заключения
специального договора между Обществом и лицом,
желающим управлять Обществом (Управляющий).
Следует
определить, что основной задачей такого рода договора
должно быть определение пределов, в которых Управляющий
вправе давать обязательные для исполнения Обществом
указания.
Подобный договор должен содержать четкое
определение органов управления Общества, для которых
указания Управляющего являются обязательными.
Также
договор должен содержать те ограничения, которые
Стороны договорились установить для указаний Управляющего
(например: Управляющий вправе давать указания Генеральному
директору Общества на заключение сделки сумма которой не
превышает 100 рублей).
Следует отметить, что указанный
договор, являясь договором особого вида, специально не
предусмотренный в Гражданском кодексе РФ и сочетающий в
себе элементы договора подряда, договора доверительного
управления, трудового контракта, должен подробным
образом регламентировать все вопросы взаимоотношений
сторон по нему.
Следует отметить также и следующее,
в соответствии со ст. 71 Закона, Управляющий несет
ответственность перед Обществом за убытки, причиненные
обществу его виновными действиями (бездействием), если
иные основания и размер ответственности не установлены
федеральными законами.
При определении оснований и
размера ответственности Управляющего должны быть приняты
во внимание обычные условия делового оборота и иные
обстоятельства, имеющие значение для дела.
В связи с
этим следует в договоре конкретизировать ответственность
Управляющего, определив, что Управляющий несет полную
ответственность только за те убытки, которые возникли
непосредственно вследствие исполнения его обязательных
указаний, распоряжений.
Убытки, же возникшие вследствие
действий руководства Общества, не согласованных в
установленном договором порядке с Управляющим, не могут
быть отнесены на счет Управляющего.
Управляющий,
несет солидарную ответственность по убыткам Общества,
возникшим вследствие действий руководства Общества, о
которых Управляющий был извещен, но не принял мер для не
наступления неблагоприятных последствий.
Акционерные
компании зарубежных стран с развитой рыночной экономикой
имеют своего рода философию управления, которая определяет
работу по согласованным правилам, соблюдаемым всеми:
акционерами, менеджерами, наемными работниками. Имеется
несколько механизмов осуществления эффективного контроля
корпоративного управления. В качестве первого контрольного
механизма выступают сформированные товарные рынки:
под постоянной угрозой банкротства в плохо работающих
компаниях менеджеры начинают действовать эффективнее,
учитывая интересы всех групп корпорации. Второй механизм
контроля - финансовый рынок: он предоставляет возможность
владельцам, которые потеряли интерес к деятельности
акционерного общества, продать свои акции и таким образом
изъять свою долю из его капитала. Угроза массового ухода
владельцев, ранее предоставивших свой капитал компании,
существенно влияет на поведение менеджеров, которые
должны искать другие источники капитала и по существу
рискуют потерять рабочие места.
В нашей стране должно
пройти значительное время, прежде чем эти механизмы -
товарный и фондовый рынки - заработают в достаточной
степени для осуществления эффективного управления и
контроля. В настоящий момент на первый план выходят
другие способы организации корпоративного управления:
осознанное участие акционеров в управлении акционерным
обществом и развитие корпоративного права, включающего
в себя как нормы государственного централизованного
правового регулирования, так и внутреннее, локальное
нормотворчество самих акционерных обществ, право на
которое закреплено Федеральным законом "Об акционерных
обществах".
Правовая природа акционерного общества
обоснована отношениями собственности. Владельцы ценных
бумаг, оставаясь экономически обособленными собственниками,
тем не менее становятся носителями общего экономического
интереса; появляется новый экономический мотив поведения
акционеров: объединенные ресурсы дают возможность освоить
новые рынки и получить более высокий доход как итог
совместных вложений, совместных усилий. В акционерных
обществах, являющихся объединением капиталов, меняются
способы осуществления права собственности. Акционеры
общества, обладающие через общее собрание рядом
исключительных полномочий по его управлению, могут
непосредственно не участвовать в приложении капитала к
процессу воспроизводства. С целью управления акционерной
собственностью акционеры имеют возможность создать
независимый в оперативно-хозяйственной деятельности,
хотя и подконтрольный органам управления и контроля
акционерного общества, менеджмент.
Под управлением
акционерным обществом мы понимаем механизм или систему
взаимодействия участников и способы, с помощью которых
они представляют свои интересы.
Система корпоративного
управления представляет собой организационную модель, с
помощью которой акционерное общество должно представлять
и защищать интересы своих инвесторов.
Специалисты
в области корпоративного права выделяют три основные
модели корпоративного управления стран с развитыми
рыночными отношениями: англо-американская, японская и
немецкая. Существенным моментом является то, что совет
директоров (наблюдательный совет), осуществляя функцию
контроля над менеджментом, должен сам оставаться
объектом контроля.
Корпоративный контроль
определяется, как возможность субъектов акционерных
отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие
стратегических управленческих решений.
В широком
смысле корпоративный контроль - это вся совокупность
возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации,
которая тесно связана с таким понятием, как "корпоративный
интерес". Корпоративное управление представляет собой
постоянное, преемственное обеспечение корпоративных
интересов и выражается в отношениях корпоративного
контроля.
Корпоративное управление технически сводится
к трем важнейшим направлениям, а именно:
1) управлению
собственно капиталом и собственностью;
2) управлению
технологическим процессом, включая сбыт продукции;
3)
управление денежными потоками, оборотным капиталом,
пассивами.
Именно такое корпоративное управление выводит
корпорацию на уровень экономических отношений. Через
корпоративное управление акционерное общество перестает
быть замкнутым образованием, оно превращается в одного
из субъектов экономических отношений, в рамках которых
такое общество взаимодействует с другими корпорациями,
а также физическими лицами.
В процессе корпоративного
управления возникает также взаимодействие интересов
одной корпорации с интересами других. Поэтому в процессе
корпоративного управления возникает такое явление, как
"конфликт интересов".
"Конфликт интересов" - это такое
управление акционерным обществом, при котором нарушается
иерархия корпоративных интересов, когда от приоритетов
выбора внутрикорпоративных управленческих решений зависит
соблюдение или несоблюдение корпоративных интересов
отдельно взятого акционерного общества. "Конфликт
интересов" - это ситуации выбора между интересами
корпорации в целом и интересом отдельной группы субъектов,
участвующих в акционерных отношениях. Суть "конфликта
интереса", которая не всегда правильно понимается
руководителями и работниками предприятия, состоит не
в самом факте нарушения "корпоративного интереса" в
пользу индивидуального или группового, а в возможности
возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между
интересом корпорации в целом и иным интересом. Во избежание
такого "конфликта" задача корпоративного управления
состоит в том, чтобы управленческими, технологическими,
организационными средствами предотвратить вероятность
изменения иерархии интересов и целевых функций участников
деятельности корпорации.
Вместе с тем взаимодействие
акционерного общества с другими корпорациями выражается
в конкуренции и соперничестве различных "корпоративных
интересов". Разные корпоративные интересы, сталкиваясь,
постоянно ведут к модификации корпоративного контроля
и целей корпоративного управления.
4.
Сердцевину
любой экономики составляет производство, создание
экономического продукта. Без производства не может быть
потребления, можно только проедать произведенное. Именно
предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и
услуги, т. е. создают основу для потребления и приумножения
национального богатства.
Экономику государства упрощенно
можно рассматривать как совокупность всевозможных
предприятий, находящихся в тесной производственной,
кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между
собой и государством.
От того, насколько эффективно
работают предприятия, каково их финансовое состояние,
зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь
государства. Если схематично представить всю систему
хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то
ее основанием являются предприятия. Государственное,
региональное, ведомственное управление может
рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на
уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные
явления.
Любые изменения в системе хозяйственного
управления будут бессмысленными, если они благотворно не
сказываются на деятельности предприятия.
Предприятие
- самостоятельный хозяйственный субъект, производящий
продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги
в целях удовлетворения общественных потребностей и
получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо -
это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее
определенным признакам, установленным законодательством
страны. К числу признаков юридического лица относятся:
наличие своего имущества; самостоятельная имущественная
ответственность; право приобретать, пользоваться и
распоряжаться собственностью, а также осуществлять
от своего имени иные дозволенные законом действия;
право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и
арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс,
расчетный и иные счета в банке.
При любой форме
хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в
экономике государства. С макроэкономических позиций
предприятия являются основой для:
o увеличения
национального дохода, валового внутреннего продукта,
валового национального продукта;
o возможности
существования всего государства и выполнения им своих
функций. Это связано с тем, что значительная часть
государственного бюджета формируется за счет налогов
и сборов с предприятий; обеспечения обороноспособности
государства; простого и расширенного воспроизводства;
развития национальной науки и ускорения НТП; повышения
материального благосостояния всех слоев граждан страны;
развития медицины, образования и культуры; решения проблемы
занятости; решения многих других социальных проблем. Эту
роль предприятия будут выполнять только в том случае,
если они эффективно функционируют.
Вся история
развития общественного производства свидетельствует
и доказывает, что наиболее эффективно предприятия
функционируют в условиях цивилизованного рынка, для
которого характерны наличие различных форм собственности,
здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное
ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры,
преимущество потребителя по сравнению с производителем
и другие необходимые атрибуты.
Экономика любой
страны состоит из множества отраслей: промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи,
торговли и др. Но основой, фундаментом ее является
все же промышленность.
Промышленность является
ведущей отраслью экономики по следующим причинам:
1) развитие промышленности, особенно таких отраслей,
как электроэнергетика, машиностроение и химическая,
является основой для ускорения НТП во всем народном
хозяйстве;
2) промышленность, особенно ее тяжелая
индустрия, является фундаментом всей экономики, основой
для расширенного воспроизводства и экономического
развития всех субъектов России; 3) обороноспособность
государства в значительной мере определяется уровнем
развития промышленности; 4) от развития легкой и пищевой
промышленности зависит обеспеченность граждан страны
товарами народного потребления.
Таким образом,
промышленность является ведущей отраслью народного
хозяйства и основой для повышения эффективности
общественного производства.
Работа промышленности
характеризуется количественными, качественными,
стоимостными и натуральными показателями.
Спад
промышленного производства был связан с общим кризисом
в экономике страны. А он, на наш взгляд, обусловлен
следующими факторами:
o распад СССР, что повлекло за
собой разрыв кооперированных связей между производителями
промышленной продукции бывших республик Союза;
o в
России не были созданы условия для перехода экономики
на рыночные условия. Переход начал осуществляться в
условиях монополизированной экономики, без создания
необходимой рыночной инфраструктуры и соответствующего
законодательства, без наличия реальной и научно
обоснованной программы экономического и социального
развития страны;
o слабость государства. В период
перехода на рыночные отношения на первом этапе государство
практически не вмешивалось в экономику страны и не
регулировало ее развитие в необходимом направлении;
o
криминализация экономики страны. Несовершенство
хозяйственного законодательства, слабый контроль
государственных органов за деятельностью хозяйствующих
субъектов привели к развитию в России теневой экономики, у
которой совершенно другие цели и задачи;
o социальная и
политическая напряженность в обществе, которая была вызвана
многими причинами и, естественно, не. способствовала
нормальному функционированию экономики;
o многие
руководители предприятий, государственных учреждений, в
том числе и в высших эшелонах власти, не имели опыта и не
были способны эффективно управлять в условиях перехода к
рыночным отношениям;
o без разработ