Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Теория государства и права как
самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный
предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной,
она выявляет и изучает наиболее общие закономерности
возникновения, развития и функционирования государства и
права. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М.,
1996. Гл. 1, с. 7-40. Общая теория права и государства. Под
ред. Лазарева В. В. М., 1994, тема 1, с. 3-29. Хропанюк
В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 1, с. 7-17.
http://enbv.narod.ru/text/pravo/theory/gos_i_pr/str/01.html
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА
1.Предмет теории государства и права. Место
теории государства и права в системе наук, изучающих
государство и право.
Теория государства и права изучает
общие закономерности возникновения, развития, назначения и
функционирования государства и права. Она как бы вычленяет
государство и право из всей системы общественных явлений
и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом
случае государство и право рассматриваются в связи с
экономикой, политикой, моралью, культурой и другими
общественными феноменами. Причем теорию государства
и права интересует не только социально-экономическая
обусловленность государственных и правовых явлений,
но и возрастающее влияние последних на экономику,
социальную и духовную жизнь общества.
Предметом
науки теории государства и права служит многостороннее
и сложное взаимодействие общества и государства, роль
и место государства и права в политической системе
общества. Она изучает не только государственно-правовые
явления и процессы, но и представления людей о них.
В
ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное
политическое и правовое сознание. Единство предмета теории
государства и права обусловливается ее практическим и
научно-понятийным единством.
Государство и право
нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория
государства и права не изолированные отрасли знания,
а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она
подразделяется на две относительно самостоятельные
структурные части: теорию государства (государствоведение)
и теорию права (правоведение) Именно отмеченные единство
и дифференциация позволяют изучать государство в его
правовом оформлении и юридическом закреплении, а право
- в его государственном обеспечении, гарантировании,
не мешая при этом углубленному и детальному анализу и
государства, и права. Иногда допускаемый искусственный
отрыв теории права от теории государства неизбежно
обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет
их понимание. Тем более, недопустимо противопоставление
государства и права друг другу.
Итак, предметом
теории государства и права выступают такие явления
общественной жизни, как государство и право, основные
закономерности их возникновения и развития, их сущность,
назначение и функционирование в обществе, а также
особенности политического и правового сознания и правового
регулирования. Особое место в нашей науке должно занимать
учение о российской государственности, ее исторических,
национально-культурных корнях и традициях, о настоящем
и будущем российского государства и права.
Теория
государства и права в системе гуманитарных наук
Прежде
всего, Теория государства и права связана с историей,
изучающей прошлое человечества во всей его конкретности
и многообразии. Так, выясняя причины происхождения
государства и права и исследуя их поступательное развитие,
теория государства и права опирается на конкретные
данные исторической науки. Это - сведения о первобытном
обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о
социально-экономических условиях возникновения государства
в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч
лет назад.
Тесно соотносится теория государства и права
и с диалектико-материалистической философией - наукой о
всеобщих законах развития природы, общества и мышления,
особенно историческим материализмом, представляющим собой
распространение законов и приемов материалистической
диалектики на познание общества. Руководствуясь отправными
положениями исторического материализма, открытыми им
законами общественного развития, теория государства и права
сосредоточивается на специальном изучении государства
и права, специфических закономерностях, многообразных
сторонах и тонкостях их возникновения, развития и
функционирования.
Неразрывная связь существует
также между теорией государства и права и экономической
наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли,
которая изучает производственные отношения и экономические
законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг
друга социально- экономических формаций, теория государства
и права исходит из предпосылки, что государство и право
- важные неотъемлемые части надстройки над экономическим
базисом общества, рассматривает все государственно-правовые
явления в органической связи с экономическими условиями
жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие
на экономику.
Особенно тесно соприкасается теория
государства и права с политологией, изучающей политику
и политические системы современного мира. Основываясь
на политологических данных о политической системе
общества, теория государства и права рассматривает
ее с точки зрения места и роли в ней государства,
характерных черт и особенностей, отличающих его от партий,
общественных организаций и других звеньев политической
системы, правовых форм возникновения и деятельности
государства.
Тесное соотношение теории государства
и права с другими гуманитарными науками обогащает ее
содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет
ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и
развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов,
привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой
культуры.
Теория государства и права в системе
юридических наук
Эта система включает основные
разновидности и группы юридических наук.
1. Теория
государства и права как общетеоретическая отрасль
юридической науки.
2. Историко-правовые науки, к
которым относятся история государства и права России,
зарубежных стран, история политических и правовых
учений.
3. Специальные отраслевые юридические науки:
государственное (конституционное) право, административное
право, трудовое право, гражданское право, экологическое
право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный
процесс и др.
4. Юридические науки, тесно связанные со
специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой
самостоятельный предмет изучения: правоохранительные
органы, организация самоуправления, право социального
обеспечения, криминология и др.
5. Технико-прикладные
юридические науки, широко пользующиеся данными других
наук, в том числе математики, статистики, химии,
медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика,
бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика,
судебная медицина, судебная психиатрия, судебная
психология.
6. Международное право, подразделяемое
на международное публичное право и международное частное
право. Все перечисленные разновидности и группы юридических
наук, за исключением теории государства и права, в
качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные
стороны проявления и развития государства и права, более
или менее ограниченные сферы их функционирования и их
отдельные структурные части.
Специальные отраслевые
науки изучают отдельные составные части системы
российского права, его различные отрасли, каждая из
которых представляет собой совокупность юридических норм,
регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных
общественных отношений. Все отраслевые юридические науки -
государственное (конституционное) право, административное,
трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. -
руководствуются разработанными теорией государства и
права положениями о сущности, типе, формах и функциях
государства и права, общими понятиями государства, органа
государства, государственного механизма (аппарата), права,
нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового
института, акта применения права, правоотношения,
субъективного права и юридической обязанности и
т.д. В то же время все эти положения опираются на
анализ и синтез соответствующих разносторонних данных
специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их
фактический материал и теоретические обобщения -
один из важнейших источников существования и развития
теории государства и права.
Тесно соотносится теория
государства и права с международным правом и другими
науками о государстве и праве.
2. Методология
теории государства и права. Значение теории
государства и права для профессиональной подготовки
юристов.
Существует несколько подходов к пониманию
методологии. Некоторые полагают, что методология - не
только совокупность методов, но и наука, применяемая
в действительности.
Методы:
дедуктивный - знания
выводятся из уже имеющихся сведений;
позитивистский -
получение знаний из самого опыта, его изучения.
Вся
совокупность методов может быть разбита на 3
гр.:
I. Общефилософский (то же что диалектическая
логика):
Законы: a)единства и борьбы противоположностей
(мир - всегда в движении, но в круговом - по Аристотелю)
б) переход количества в качество c) отрицание отрицания
(новое всегда отрицает старое и наоборот);
Содержание
и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна,
всякое содержание - формировано);
Сущность и
явление (в каждом из явлений можно выделить сущность,
определение закономерности);
Общее и единичное. Вот
эти элементы применяются при изучении государства и
правовой системы.
II.Общенаучные методы, из которых
самый применяемый -
Теория систем или системный
анализ: a)элементы и структура (всякая система состоит
из элементов, находящихся в структуре), где элемент -
наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные
признаки целого (правовая норма, государственный институт)
б)динамическая устойчивость и надежность; они находятся
в обратной зависимости. Динамическая устойчивость -
способность системы приспосабливаться к изменениям среды,
а надежность характеризует способность системы выдерживать
нагрузки c) управления и самоуправления. Управление -
поддержание системы в заданном состоянии. Самоуправление -
механизм приспособления системы к среде
Сравнительное
правоведение, которое нужно для сравнения положительного
правового опыта других стран и выявление их сильных и
слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению,
а вторая задача: постепенное сближение правовых
систем разных стран (после подписания договора об
общем рынке в 54 году)
III. Количественные методы
(с помощью ЭВМ) - возможность автоматического поиска
нормативных актов, а в последствии автомоделирование
юридических норм.
В условиях развития рыночных
отношений в экономике возросли требования к правовой
подготовке специалистов. Соответственно от высшей
школы требуют формирование широкого кругозора и
правовой культуры специалиста, ознакомления его с
основополагающими нормативными актами государственного,
административного, гражданского, трудового, и
других отраслей права. Современный специалист должен
уметь самостоятельно решать практические вопросы,
возникающие из имущественных, финансовых, трудовых и
иных правовых отношений, быть грамотным в правовом
отношении организатором производства.
Правовые
знания специалиста позволят ему верно ориентироваться
как в общей политике государства и принципах правового
регулирования, так и в отдельных конкретных правовых
ситуациях.
Знание законов способствует росту
политической и трудовой активности личности, а строгое и
точное выполнение законов - одна из важнейших предпосылок
функционирования политической и экономической систем
государства.
3. Методы научного познания государства
и права. Эволюция отечественной науки теории государства
и права.
Теория государства и права разрабатывает
собственные методы исследования государственно-правовых
явлений и в то же время активно использует общие методы,
выработанные общественными и естественными науками.
На
протяжении долгого времени в науке противоборствуют
идеалистический и материалистический методы познания,
метафизика и диалектика.
Нашей отечественной науке
присуща ориентация на материалистический подход, согласно
которому глубинные, сущностные стороны государства и
права предопределяются в конечном счете экономикой,
наличными формами собственности.
Материалистический
подход позволяет проследить связь государства и права
с реальными процессами, выявлять и исследовать их
возможности для упрочения материальных основ и увеличения
экономического потенциала общества. Философской основой
теории государства и права служит диалектический метод,
т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития
бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся:
переход количественных изменений в качественные
(увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и
регулирующих отношения частной собственности, привело
к делению российского права на частное и публичное);
закон единства и борьбы противоположностей (единство
прав и обязанностей, централизация и децентрализация
в государственном строительстве); закон отрицания (в
российской государственности имеются элементы прошлой
и зародыши новой государственности). Творческое
применение законов диалектики, отражение богатства
жизненных процессов в таких философских категориях, как
"содержание и форма", "возможность и действительность",
"случайность и необходимость", "историческое и логическое",
"должное и сущее", "свобода и ответственность" и
т. д., помогают избежать вульгарных субъективистских
и волюнтаристских истолкований государственно-правовых
явлений.
Исследование внутреннего строения правовых
норм и права в целом, анализ источников (форм права),
формальной определенности права как его важнейшего
свойства, методы систематизации нормативного материала,
правила юридической техники и т. п. - все это конкретные
проявления формально-юридического метода. Он применим и
при анализе форм государства, при определении и юридическом
оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом,
формально-юридический метод вытекает из самой природы
государства и права, он помогает описать, классифицировать
и систематизировать государственно-правовые феномены,
исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. В наше время,
когда закономерно усиливаются интеграционные процессы,
возрастает роль метода сравнительного государствоведения
и правоведения, который имеет свои объектом сходные
государственно-правовые институты различных стран. С
логической точки зрения, названный метод основывается
на последовательном изучении и сопоставлении большого
числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки
государственных и правовых институтов нашей страны трудно
установить без сравнения их с аналогичными институтами
других стран. Значение данного метода возрастает,
когда возникает необходимость в политических и правовых
реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение
и правоведение не имеет ничего общего с бездумным
заимствованием иноземного опыта и механическим переносом
его в наши специфические исторические, национальные и
социально-культурные условия.
К специальным относится и
метод государственного и правового моделирования. Суть его
заключается в том, что между различными государственными
и правовыми явлениями имеется определенное сходство,
а потому, зная свойства и признаки одного из них
(модели), можно с достаточной степенью точности
судить о других. Моделирование помогает при поиске
наилучших схем организации государственного аппарата,
наиболее рациональной структуры административно-
территориального деления, при формировании системы
законодательства и др.
В современных условиях особое
значение приобретает конкретно- социологический метод
исследования государственно-правовых проблем. С его помощью
можно выявить степень эффективности функционирования
всех ветвей государственной власти, правового
регулирования, состояние законности .и правопорядка в
стране. Конкретно-социологические исследования содействуют
разработке ключевых вопросов теории государства и права,
для изучения которых они предоставляют массу новых
жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках
конкретно-социологического метода используются такие
приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование,
эксперимент и др.
4. Формы социальной организации
в догосударственном обществе.
Общая характеристика
первобытного общества. Наша литература длительное время
освещала догосударственное общество, опираясь главным
образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи,
частной собственности и государства". Любое человеческое
общество должно быть каким-либо образом организовано,
т.е. организационно оформлено. В противном случае оно
обречено на превращение в стадо, толпу.
Исторически
первой формой организации догосударственного общества
являлась родовая община. Личная, родственная связь
сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство
упрочивали также коллективный труд, общее производство и
уравнительное распределение. Восторженную характеристику
родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что
за чудесная организация этот родовой строй во всей
его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и
полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов
или судей, без тюрем, без судебных процессов - все
идет своим установленным порядком".
Таким образом,
род был одновременно древнейшим социальным институтом
и самой первой формой организации догосударственного
общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу
и волю рода или союза родов: источником и носителем власти
(властвующим субъектом) был род, она была направлена на
управление общими делами рода, подвластными (объектом
власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем
власти полностью совпадали, поэтому она была по своей
природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной
от общества и не политической. Единственным способом
ее реализации было общественное самоуправление. Ни
профессиональных управленцев, ни особых органов
принуждения тогда не существовало.
Высшим органом
общественной власти в роду было собрание всех взрослых
членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь
же древнее установление, как и сам род. Оно решало все
основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались
предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения
определенных дел, разрешались споры между отдельными
лицами т. д. Решения собрания были обязательными для всех,
так же как указания вождя. Хотя общественная власть не
имела специальных принудительных учреждений, она была
вполне реальной, способной к эффективному принуждению за
нарушение существующих правил поведения.
Наказание
неукоснительно следовало за совершенные проступки,
и оно могло быть достаточно жестким - смертная казнь,
изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было
достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто
не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось
избежать наказания. Зато род как один человек вставал на
защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной
мести - ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения
первобытного общества регулировались обычаями - исторически
сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в
результате воспитания и многократного повторения одних
и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях
развития общества приобретают значение обычаев навыки
коллективной трудовой деятельности, охоты и пр.
В
наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался
ритуальными действиями. Например, тренировка охотников
наполнялась мистическим содержанием, обставлялась
таинственными обрядами. Обычаи догосударственного
общества имели характер нерасчлененных "мононорм",
были одновременно и нормами организации общественной
жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и
обрядовыми правилами.
Так, естественное разделение
функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной,
взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и
как производственный обычай, и как норма морали, и как
веление религии. Мононормы изначально были продиктованы
"естественно-природной" основой присваивающего общества,
в котором и человек является частью природы. В них права
и обязанности как- бы сливались воедино. Правда, особое
место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу
(запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого
общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых
отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками
(инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало
необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и
воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи
угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от
чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного
существования людей.
5. Система и специфика нормативного
регулирования в догосударственном обществе.
Можно
выделить три основных способа - запреты, дозволения и
позитивное обязывание (в зачаточной форме).
Запреты
существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде
подкрепленной религиозными верованиями недопустимости
совершать те или иные поступки.
Дозволения (или
разрешения) также определяли поведение человека или
объединений людей в присваивающей экономике, указывая
например, на виды животных и время охоты на них, на
виды растений и сроки сбора их плодов, пользование
источниками воды, на допустимость добрачных половых
связей и т. п.
Позитивное обязывание имело своей
целью организовать необходимое поведение в процессах
приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания огня,
изготовления оружия и т. п.
Формы выражения. Социальные
нормы присваивающей экономики находили свое выражение в
мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах
и иных формах. Мифы являются руководством к действию,
диктуют способы поведения, которым должны следовать
аборигены в своих взаимоотношениях с природой и друг с
другом. Юноши при прохождении инициации, т. е. в процессе
перевода в группу взрослых (брачно-способных), изучали
и усваивали социальные нормы общества, знакомясь при
этом с мифами и с сопровождающими их обрядами.
Мифы
аккумулируя и распространяя социальный опыт, были не только
нормативной, но и определенной идеологической системой,
даже способом мышления первобытного человека. Лишь
со временем, с трудами Аристотеля, а затем Гегеля,
разработавших категории логики, человечество перешло от
мифологического к логическому сознанию. В мифах человек
выступал частью природы, а не в качестве "господина",
"творца". Но все же главное в мифах это их нормативная,
предписывающая часть, которая аккумулировала практический
опыт человечества и доводила его до сведения каждого
члена общества.
Формой выражения социальных норм
было и классификационное родство, при котором конкретные
люди включались в определенные конкретные группы (классы)
родственных отношений. От этих отношений зависели властные
отношения, распределительные отношения (какие продукты,
какую пищу, кто и кому должен поставлять).
В обществе
присваивающей экономики не было всеобщего уравнительного
пользования участками территории.
Также самопроизвольно
складывающиеся традиции и обычаи являлись формой выражения
социальных норм, в связи с чем эти общества называют
традиционными обществами.
Процедуры. Формирование
и осуществление социальных норм в присваивающих
обществах также имело самостоятельные, отличные от
раннеклассовых обществ, процедуры. В доклассовом
обществе были дополитические, властные (потестарные)
органы, которые тоже вырабатывали нормы. Такие как нормы
земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам -
нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые,
межгрупповые. Были и своеобразные "процессуальные"
нормы. Нарушение разбиралось и наказание назначалось
самим коллективом. Однако собственно суд как специально
созданный и работающий по установленным правилам орган
появляется все же на этапе становления раннеклассовых
государств.
Санкции. Это еще один важнейший элемент
регулятивной системы присваивающих обществ. Санкции
имели свою структуру: общественное порицание, изгнание
из общины, нанесение телесного повреждения, смертная
казнь - это типичные формы.
Такой была структура
регулятивной системы присваивающих обществ, которая
в целом по своему содержанию, и в своих элементах
была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в
производящей экономике.
В концепции государства и права
утверждается о качественном отличии двух нормативных
систем, порожденных разными способами существования
человеческого общества. Но при этом не отрицается некоторая
формальная преемственность самих норм присваивающей
и производящей экономики: их свойство меры, масштаба
поведения, многократности использования, обязательности,
возможности принудительного исполнения.
Однако правила
(нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе
не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к
категории моральных норм. Они имеют характер мононорм,
т. е. единых, еще нерасчлененных специфических норм
первобытного общества. Они отличаются от права, которое
как иное состояние регулятивной системы появляется лишь
на следующем этапе развития общества, в его классовой,
государственной организационной форме. Отличаются они
и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается
не только общественным порицанием, что характерно для
морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных
санкций.
Нельзя мононормы делить и на институциональные,
т. е. выработанные и санкционированные особыми
органами, и неинституциональные, т. е. выработанные и
выполняемые одними и теми же общностями.
Мононормы
находятся в органичной связи с экономикой и идеологией
присваивающего общества, в котором человек еще является
частью природы. Он присваивает готовые естественные формы
и именно это закрепляется прежде всего идеологически
и в социально-регулятивной системе.
Верно отметил
Ф. Энгельс, "на известной, весьма ранней ступени
развития общества возникает потребность охватить общим
правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства,
распределения и обмена продуктов и позаботиться о том,
чтобы отдельный человек подчинился общим условиям
производства и обмена".
Мононормы присваивающих
обществ под воздействием социально-экономических и
политических условий классового общества перерастают
в нормы права и морали производящих обществ как путем
"расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых
позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией
земледелия, скотоводства и ремесла.
Отличие права от
мононорм прослеживается по многим направлениям.
По
содержанию. Становление производящей экономики приводит
к качественному изменению всех сторон жизни общества, в
том числе идеологии. Постепенно в городах-государствах
все больше разрушается социальное, экономическое,
информационное равенство, возникает частная собственность,
в том числе на землю, эксплуатация. Именно эти классовые
отношения закрепляет и выражает, т. е. начинает
обслуживать, нормативная система, приобретая иные
качества.
Способы регулирования. Продолжает
развиваться, приобретая новый уровень, система запретов,
дозволений и позитивных обязываний, происходит
расщепление мононорм. Позитивное обязывание занимает
все больший и больший объем. Неукоснительное соблюдение
агрокалендарей становится основой всей производительной,
общественной, и личной жизни членов раннеземледельческой
общины. Возникает аппарат контроля за соблюдением
агрокалендарей (жрецы).
Появляются, таким образом,
способы, регулирующие поведение человека путем указания на
то, что обязательно надо делать ("должно"), что разрешено
делать ("можно"), что запрещено делать (нельзя), или
что безразлично для общества, т. е. можно поступать
по своему собственному усмотрению. Этот новый способ
регулирования и характеризует право.
6. Закономерности
развития, пути формирования государства.
Закономерности
возникновения государства. Современная материалистическая
наука связывает процесс возникновения государства и
права (особенно в европейских странах) главным образом
с развитием производства, с переходом от присваивающей к
производящей экономике. В результате эволюционного развития
человек для удовлетворения своих потребностей постепенно
перешел от присвоения готовых животных и растительных
форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на
преобразование природы и производство орудий труда, пищи
и др. Именно переход к производящей экономике послужил
толчком к трем крупным разделениям общественного труда -
отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и
обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли
(купцов). Такие крупные события в общественной жизни
имели столь же крупные многочисленные последствия. В
изменившихся условиях возросла роль мужского труда,
который стал явно приоритетным по сравнению с женским
домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место
патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не
по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй,
то, что родовая община постепенно начинает дробиться
на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов,
ремесленников), интересы которых уже не полностью
совпадают с интересами рода. С возникновением семьи
началось разложение родовой общины. Наконец, наступил
черед неизбежной при разделении труда специализации,
повышения его производительности. Прибавочный продукт
как следствие роста производительности труда обусловил
появление экономической возможности для товарообмена
и присвоения результатов чужого труда, возникновения
частной собственности, социального расслоения первобытного
общества, образования классов, зарождения государства
и права. И все же причины зарождения государства и
права коренятся не только в материальном производстве,
но и в воспроизводстве самого человека. В частности,
запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало
выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало
многоплановое воздействие на развитие общества, структуру
его внутренних и внешних отношений, культуру.
Родовая
организация общества трансформировалась в государство
эволюционно, сохраняя историческую преемственность,
проходя переходные стадии. Одной из таких переходных,
предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана,
"военная демократия", где органы родового общественного
самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу
новые предгосударственные структуры в лице военачальника и
его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного
принуждения и подавления, ибо традиционная родовая
организация самоуправления уже не в состоянии
была разрешить возникающие противоречия, все более
разрушающие вековые порядки.
Формирование государства
- длительный процесс, который у различных народов шел
разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из
основных является восточный путь возникновения государства,
"азиатский способ производства" (вначале - Древний Восток,
затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми,
традиционными оказались социально-экономические отношения и
структуры родового строя - земельная община, коллективная
собственность. Управление общественной собственностью
становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая
постепенно превращалась в обособленную социальную группу
(сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись
от интересов остальных членов общества. Следовательно,
восточный (азиатский) вариант возникновения
государственности отличается от других вариантов главным
образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая
общественные должности, плавно трансформировалась
в государственные органы (государственно-чиновничий
аппарат), а общественная (коллективная) собственность
тоже постепенно превращалась в государственную. Частная
собственность тут не имела существенного значения. На
рассматриваемый путь зарождения государства значительное
влияние оказали географические условия, необходимость
выполнения крупномасштабных общественных работ
(сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем
и др.), предопределивших возникновение самостоятельной
и сильной публичной власти. По другому историческому
пути шел процесс возникновения государства на территории
Европы, где главным государствообразующим фактором было
классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным
формированием частной собственности на землю, скот,
рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот
процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов
и государства большое влияние оказала длительная борьба
двух группировок свободных членов родоплеменного общества -
патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем
утвердились демократические порядки: равноправие всех
свободных граждан, возможность каждого быть одновременно
землевладельцем и воином и др. Однако к концу II
в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние
противоречия, повлекшие создание мощной государственной
машины. По вопросу возникновения государства на территории
Западной и Восточной Европы в литературе высказаны
две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в
этом регионе в ходе разложения первобытных отношений
зарождалось феодальное государство (это относится прежде
всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают,
что после разложения родового строя здесь наступает
предшествующий феодализму длительный период, в ходе
которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает
себе привилегии, в первую очередь во владении землей,
но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Этот период они называют профеодализмом, а
государство - профеодальным. Таким образом, на этапе
производящей экономики под воздействием разделения
труда, появления патриархальной семьи, военных захватов,
запрета инцеста и других факторов происходит расслоение
первобытного общества, обостряются его противоречия,
вследствие чего родовая организация социальной жизни
изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью
приходит новая организационная форма общества -
государство.
7. Теории происхождения государства
(теологическая, патриархальная, марксистская,
психологическая, теория насилия).
Уяснение этого
вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в
отечественной юриспруденции не существует единообразных
взглядов на происхождение государства и права. Мыслители
прошлых времен и современные исследователи по-разному
определяют момент возникновения государства и права,
по-разному объясняют причины их возникновения. Существует
достаточно много теорий происхождения государства
и права. Остановимся на наиболее важных из
них.
Теологическая теория. Является одной из самых
ранних. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее
развитие получила в период средневековья. Определенное
распространение имеет в наше время. Самым известным ее
представителем считается средневековый ученый-богослов
Фома Аквинский (XIII в.). Не разграничивает процесс
возникновения общества, государства и права. Последние
возникают одновременно и являются творениями
божественного разума. Все, что существует на Земле,
создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и
сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на
Земле, как "божий помазанник". Люди должны беспрекословно
подчиняться государю, ибо его воля является воплощением
божественной воли. Отсюда выступление против государя и
государства - великий грех, поскольку это выступление
против Бога.
Патриархальная теория. Также является
достаточно древней. Ее основоположниками считаются
древнегреческие мыслители Платон и Аристотель (III-II
вв. до н.э.). Опре