Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
3. Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).
Exy=
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Итак, если перекрестная эластичность товаров положительна, то это товары дополнители - покупка одного товара влечет за собой покупку другого. например покупка компьютера - покупку принтера.
Если отрицательна - товары заменители: различные виды масел. Нулевая- независимые товары-эквиваленты.
Тема 9. Теория потребительского поведения
Личное потребление представляет собой конечное присвоение материальных благ и услуг, что обеспечивает воспроизводство человека, его потребностей и способности к труду.
В анализе потребления мы будем исходить из того, что потребление – это результат производства. Значит каково потребление, таково и его начало - производство. Все особенности производства будут обнаруживаться в развитой форме только в потреблении. Вместе с тем, поскольку производство является простейшей формой потребности, постольку в потреблении мы наблюдаем потребности в наиболее зрелом их виде как по объему, так и по структуре.
Личное потребление как элемент структуры производственных отношений выражает их в таких формах, которые направлены на воспроизведение той организации труда, которая обеспечила потребление.
Личное потребление как потребительное производство протекает в пространстве и времени, связано с затратами средств и труда как общества, так и личности. Оно представляет материальную основу его организационных и экономических форм. Первые охватывают процесс потребления, а вторые имеют своим содержанием отношения между людьми по поводу потребления.
Изменения в процессе потребления связаны с развитием производительных сил в этой сфере. Здесь также наблюдаются процессы концентрации, специализации и кооперирования – неотъемлемые черты роста общественного характера функционирования сферы потребления.
Общественная динамика потребностей находит свое конкретное воплощение в сфере потребления в его структурных изменениях. Исследование структурных сдвигов в потреблении приобретает особое значение, так как освобождение потребления от искусственно созданных обобществленным производством ограничений открывает новые горизонты для человеческой индивидуальности.
Структура потребления является результатом его интеграции в качестве органичного и подчиняющего себе производство элемента. Наиболее значимым ограничителем потребления может являться поотраслевая классификация его структуры и плановое распределение. Преодоление такого ограничителя и переход к потребностной группировке потребления создают предпосылки свободного развития потребления, не скованного неэффективностью производства, отсутствием инициативы и заинтересованности в его развитии.
Комплексный характер потребления означает определенную очередность удовлетворения потребностей. Иначе говоря, структурные сдвиги в потреблении происходят первоначально внутри каждого из потребительских комплексов, но это порождает различия, противоречия между отдельными комплексами. Если противоречия структуры потребления будут разрешены между комплексами, то они будут разрешены и внутри их.
Если бы кривые безразличия пересекались, то это бы означало, что комбинации благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя (соответствующие одной из кривых безразличия) и соответствующих одному уровню дохода были бы равнозначны другой комбинации благ, соответствующих другому уровню дохода. Тогда первый набор благ можно было бы купить по цене второго, что явно указывает на противоречие, следовательно кривые безразличия пересекаться не могут.