Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Послевоенное восстановление хозяйства в Германии предполагало решение двуединой задачи. Необходимо было, во-первых, поднять народное хозяйство из руин, а во-вторых, добиться этого на основе принципиально иного, чем ранее, немобилизационного типа экономики. Предстояло демонтировать каркас военного хозяйства, которое покоилось на принудительном картеллировании целых отраслей и централизованном управлении ими. Между тем, структура экономики гитлеровского рейха с ее гигантоманией, жесткой зарегулированностью, выхолащиванием конкурентных начал была обусловлена как потребностями военного времени, так и давними традициями хозяйственной политики еще кайзеровской Германии. Поэтому центральным вопросом дискуссий среди немецких экономистов задолго до окончания войны стал вопрос о путях и механизмах преодоления не только тех тенденций хозяйственной жизни, которые были привнесены гитлеризмом, но и более глубоких корней централизованной экономики.
Таким образом, переосмысление всей хозяйственной истории Германии первой половины XX в. привело теоретиков, а затем и политиков-практиков к выводу о центральной роли малого бизнеса в возрождении экономики и общества.
Рассмотрим систему государственного регулирования в Германии на примере отношения к малым предприятиям.
Поскольку МСП составляют костяк экономики Германии (свыше 99% фирм в ФРГ относятся именно к данной категории), то их поддержка обеспечивает необходимые условия для хозяйственной эффективности, инноваций и увеличения числа рабочих мест.
Основные постулаты собственно политики поддержки малого бизнеса сводятся к следующему. Во-первых, государство ни в коем случае не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, это - задача самих предпринимателей. Во-вторых, в эпоху быстрых технологических изменений и структурных сдвигов государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и гибкость, в наибольшей мере присущие именно МСП. В-третьих, дабы МСП могли в полном объеме реализовать эти свои преимущества, необходимо защитить их от монополистического давления (на это направлена вся политика в области обеспечения конкурентного порядка хозяйствования). В-четвертых, выравнивание шансов требует применения целого набора косвенных стимулов для МСП: налоговые каникулы для начинающих фирм, ускоренные амортизационные списания, облегченный доступ к кредитам (создание специальных государственных и полугосударственных кредитно-финансовых институтов для работы в МСП), налоговые и иные методы поощрения частных банков, страховых обществ, лизинговых компаний, пенсионных и иных фондов, осуществляющих финансовую поддержку и обслуживание малого бизнеса.
Большое внимание уделяется регулированию социальных проблем малого бизнеса. В ФРГ существует развитая система законодательства, детально регламентирующая права и обязанности работодателя и работополучателя, в том числе - в сфере малого бизнеса. Специальные законы касаются стимулирования занятости в целом, молодежи и ее прав на профессиональное обучение (Закон о защите условий труда молодежи), инвалидов (Закон об инвалидах), а также защиты прав самих предпринимателей. Кроме того, немецкое законодательство содержит целый ряд актов, способствующих улучшению рыночных позиций МСП. Так, законодательно поощряется кооперация МСП — в отличие от картелирования в сфере крупной промышленности и финансов.