Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых использованы определенные принципы, образует налоговую систему.
По своей структуре и принципам построения налоговая система, в основном, отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Она использует набор различных налогов, представляющих собой разнообразные формы налоговых изъятий. А они в свою очередь зависят от источников и форм дохода (прибыль, заработная плата, процент, дивиденд), облагаются или само имущество или акт его передачи (наследования, дарения), доходы формирующиеся в процессе производства или в процесс потребления и т. д.
По субъекту налогообложения все применяемые в налоговой системе налоги делятся на налоги с юридических лиц - когда налоги уплачиваются предприятиями, учреждениями и организациями, предпринимателями при определении ими юридического лица, и на налоги с физических лиц - когда налог и взимаются с населения, граждан и лиц без гражданства: по объекту налогообложения налоги делятся на налоги с доходов (предприятий или населения), имущества (в виде строений, недвижимости), при передаче имущества в наследство, при дарении, а также на определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и при вывозе товаров за границу.
По механизму формирования можно выделить прямые налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода и косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации и потребления товаров и продукции, работ, услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость).
Перечень основных налогов в основном соответствует общепринятому в мировой практике. Хотя российская налоговая система, как и в любой стране, действительно имеет определенные особенности. Так, при построении пришлось учитывать исключительную болезненность для большинства бывших госпредприятий процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада, кардинального изменения всех системы экономических приоритетов и стимулов, сопровождаемых падением платежеспособного спроса, разрывами имевшихся хозяйственных связей, резким уменьшением доли госзаказа, открытием внешних границ для товарной интервенции из-за рубежа, ценовым диктатом предприятий - производителей сырья и энергии, а также многими иными факторами. Поэтому в рамках вновь созданной налоговой системы временно пришлось сохранить определенные черты старого хозяйственного уклада, включая некоторые нерыночные механизмы. Например, налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня, использование в качестве базы налогообложения искусственно рассчитываемых "рыночных цен", обложение налогом на добавленную стоимость так называемой "финансовой помощи" и штрафов, существование специфических (таких как выведение из под налогообложения расходов предприятий на содержание социальной сферы) и малооправданных с позиции создания равной конкурентной Среды налоговых льгот.
Основополагающими для действующей налоговой системы моментами являются:
Единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение тех или иных налоговых льгот, а также защиту своих законных интересов независимо от организационно-правовых форм, подчиненности, места расположения, характера не запрещенной хозяйственной деятельности и видов собственности предприятия налогоплательщика. Тоже относится к налогоплательщикам - гражданам.
Четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между уровнями власти различного уровня. При этом имеет место постоянное расширение прав нижестоящих органов в вопросах установления и отмены налогов, поступающих в их бюджеты. Это, в частности, проявляется в неизменном год от года увеличении доли налоговых платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты против сумм налогов, мобилизуемых в федеральный бюджет.
Безусловный приоритет норм, установленных собственно в налоговом законодательстве, над положениями, затрагивающими налоговые вопросы в законодательных и иных нормативных актах, не относящихся непосредственно к вопросам налогообложения.
Ныне в России, правда только на бумагах, проводится налоговая реформа. Четкую федеративную направленность налоговой реформе придала новая российская Конституция, которая законодательно зафиксировала основные ориентиры реформирования налогов. В 1998 году оно продолжилось с упором на приоритетность прагматических подходов, позволяющих рассчитывать на относительно быструю результативность.
Основные направления налоговой реформы в РФ видятся следующими:
ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены неэффективных нормативных актов, не отчислений во внебюджетные фонды;
расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";
постепенное перемещение налогового бремени на физических лиц;
решение комплекса рублем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
В современных условиях государственная налоговая политика также характеризуется увеличением решительности действиями на пути совершенствования налогового федерализма.
Нормативная база налогообложения состоит из основ законодательства, законов и положений, касающихся отдельных налогов и неналоговых доходов, и соответствующих инструкций по сбору и контролю за налогами. Под влиянием изменений в стране и размерах национального дохода в налоговое законодательство приходится постоянно вносить корректировки. А главное, серьезные трудности вызывают проявляющиеся в сборе налогов сепаратистские тенденции отдельных субъектов Российской Федерации. Последнее в ряде случаев самостоятельно стали действовать как будто являются абсолютно самостоятельными государствами.
Принципы налогообложения:
справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия.
разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;
дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные.
В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Налоги позволяют не только пополнять государственный бюджет, но и могут влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. При увеличении определенных видов налогов можно затормозить или наоборот активизировать развитие производства, повысить или понизить уровень жизни в стране.
Возможности налоговой политики велики, но при этом различаются в зависимости от того, каков принцип построения государственного бюджета принят в стране. Так при балансировании бюджета на циклической основе роль налогов в управлении экономикой выше, чем при ежегодном балансировании. Более того, при функциональном финансировании роль налогов еще более повышается, что связано с тем, что при этом решаются не только проблемы финансирования госбюджета, но и проблемы регулирования всей экономики в целом.