Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
2. Активная фискальная политика не всегда приводит к положительным результатам по ряду причин.
Одной из основополагающих является предшествующая ситуация в финансовой системе страны. Основы обострения кризиса финансовой системы России были заложены еще в 1995 г., когда после прекращения эмиссионного финансирования бюджетного дефицита власти не решились перейти к кардинальным мерам по оздоровлению бюджета. Вместо сбора налогов и сокращения расходов был допущен значительный рост госдолга вместе с наращиванием взаимозачетов, налоговых освобождений и других денежных суррогатов. Следствием явилось нарастание объема государственного долга при снижении реального ВВП.
Другой проблемой является долг России - как внутренний, так и внешний, который отвлекает значительную часть денежных средств на выплату процентов и самого долга. За истекшие годы России удалось преодолеть состояние фактического валютного банкротства, когда после развала СССР были прекращены выплаты зарубежным кредиторам и заблокированы валютные счета отечественных владельцев. Тем не менее накопление процентов по просроченным долговым обязательствам, унаследованным от бывшего Советского Союза, и продолжение заимствований за рубежом уже новыми властями обусловили дальнейшее наращивание внешнего долга страны.
Перспективы кредитоспособности России, получения ею новых источников заимствования зависят от многих факторов. Это и регулярность платежей по обслуживанию долгов, способность страны преодолеть инфляцию, сократить бюджетный дефицит и т.д. Любое отклонение от этих критериев, прежде всего в трактовке самого вопроса как главного кредитора, ведет к соответствующим репрессалиям или угрозе ими, прежде всего в виде ограничений или прекращения новых кредитов и послаблений в их предоставлении.
В современных условиях внешняя задолженность оказывает существенное влияние на экономику России, прежде всего на государственные финансы, платежный баланс, привлечение иностранных инвестиций. Вот почему при неэффективном управлении внешним долгом он может оказаться сдерживающим фактором преодоления кризиса и начала экономического роста. К решению данной проблемы необходим комплексный подход, который потребует как активного использования мирового опыта, так и поиска нетрадиционных способов.
Однако только внешними заимствованиями дело не ограничивается: быстрыми темпами растет и внутренний государственный долг в результате эмиссии государственных ценных бумаг.
Необходим постоянный контроль за тем, чтобы эмиссия ценных бумаг государства как источник неинфляционного финансирования дефицита бюджета оставалась в границах, не подрывающих инвестирование и переход в дальнейшем к экономическому росту, поскольку при сохранении экономического спада возможности за счет выпуска государством ценных бумаг и роста внутреннего спроса ограниченны по срокам.