Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
К концу 30-х годов в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, юристы К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, литераторы В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Ф. Корш и др.
Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, полагали они, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства.
Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали преобразования Петра I. Кавелин, Соловьев и Чичерин были основателями государственной школы в российской историографии, провозглашавшей государство главной движущей силой русской истории.
Иных взглядов на исторический путь России придерживались сторонники славянофильства – А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. По своему социальному положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они больше, чем западники, уделяли внимания древним историческим корням России, роли религии и церкви.
Славянофилы считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это, однако, не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации.
Славянофилы считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, соборности (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира.
Скептически оценивая (в отличие о западников) реформы Петра I, славянофилы в то же время не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора. В петровских реформах славянофилы отвергали прежде всего абсолютизацию насилия и резкость разрыва с прошлым, расколовшую Россию на европеизированное высшее сословие и простой народ.
А. И. Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближала защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим было для них неприятие революции.
Поэта-автора приведенного стихотворения, безусловно, можно отнести к славянофилам.
Спор между западниками и славянофилами никогда не прекращался, а только затухал и загорался с новой силой. Одним из таких всплесков можно считать наше время. Когда перед Россией снова стал вопрос, по какому пути ей развиваться, в связи с чем в прессе появляется множество публикаций.