Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Переход страны к основам рыночной экономики влечет за собой необходимость создания такой информационной инфраструктуры, которая обеспечила бы доступ к информации всех участников рыночных отношений.
Информационная инфраструктура интегрирует в себя как основных поставщиков, так и потребителей информации и информационных услуг, связи и отношения между ними, сами услуги, порядок и отношения в процессе их обмена, продажи или покупки, т. е. все компоненты, обеспечивающие функционирование современного информационного рынка.
Развитию инфраструктуры информационного рынка на настоящем этапе уделяется значительное внимание. Принятый на федеральном уровне закон "Об информации, информатизации и защите информации", регулирующий отношения в сфере создания и распространения информации, ввел категорию информационных ресурсов. Получили поддержку и развиваются сети передачи информации РЕЛКОМ, РОСПАК, ИАСНЕТ и др., открыт доступ к базам и банкам данных через сеть INTERNET.
За короткий срок произошло практически полное техническое переоснащение всех информационных структур. Более того, технические средства стали доступны индивидуальным пользователям и далеко не самые дешевые образцы. Все это еще более обострило проблему развития информационной составляющей, т. е. проблему создания баз и банков данных, информационных массивов, которые должны быть доступны широкому кругу потребителей. Однако именно эта часть, которая ранее превалировала над технической, за последние 5 - 6 лет не получила соответствующего развития, а скорее наоборот, объемы информационных массивов в области научной и технической информации (НТИ) сократились. Сокращение информационного ресурса России в области НТИ объясняется следующими причинами:
- значительно снизилось финансирование на приобретение первоисточников (зарубежных журналов и книг);
- сократились поступления по линии международного книгообмена по причине роста цен на отечественную литературу и ее доставку;
- снизилось число российских публикаций в связи с резким уменьшением финансирования научных исследований и закрытием многих научных тем;
- научные работники российских организаций в значительной мере утратили стимул для публикации своих работ в России, поскольку их рейтинг оценивается по публикациям в зарубежных журналах и книгах.
Наиболее крупные центры-генераторы баз и банков данных в связи с проблемами финансового характера значительно сократили объемы обработки информации, а вновь созданные коммерческие структуры выступили в основном в роли посредников по распространению готовых информационных массивов, поскольку генерация баз и банков данных требует значительных финансовых вложений и едва ли в области НТИ возможна без поддержки государства.
Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг пока остается сбытовая сфера. Недостаток свободных средств для организации сбытовой деятельности по правилам цивилизованного рынка испытывает подавляющее большинство фирм. Практически не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования. Изучение потребительского спроса, как правило, ведется не профессионалами. Не анализируется потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей. Учитывая важность развития сферы деловой информации для социально–экономических преобразований в России, необходимо чтобы государство поддерживало мероприятия по развитию инфраструктуры информационного рынка: мониторинг общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг; широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации; целенаправленную работу по формированию покупательских потребностей и, соответственно, покупательского спроса, развитию системы информирования и рекламы.