Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Методики проведения опросов имеются в литературе по социологии. Они должны быть хорошо известны сотрудникам маркетинговых подразделений предприятия.
Работу по подготовке и проведению любого анкетного опроса следует начинать с разработки плана. В этом плане должны быть предусмотрены все действия, необходимые для выполнения исследования, и их очередность. План, как правило, должен содержать следующие основные виды работ: 1) определить цели, объем и характер анкетного опроса; 2) разработать програмные вопросы и проекты аналитических таблиц; 3) установить численность и способы отбора опрашиваемых лиц; 4) составить пробную анкету и испытать ее; 5) отредактировать анкету в окончательном виде; 6) составить инструкцию о порядке заполнения анкеты; 7) подготовить бланки анкет; 8) провести инструктаж работников, проводящих опрос; 9) организовать опрос; 10) проверить заполненные анкеты, систематизировать и зашифровать ответы на открытые вопросы; 11) составить аналитические таблицы; 12) организовать машиносчетную и статистическую обработку полученной информации; 13) провести анализ итоговых таблиц и составить отчет о проделанной работе.
При разработке плана необходимо определить время проведения отдельных видов работ, а также предварительно оценить трудоемкость и стоимость проведения опроса.
Для повышения эффективности и точности результатов исcледований спроса, анкетные опросы должны применяться в сочетании с другими методами (анализом документов и данных статистической отчетности, специальных статистических наблюдений и т.д.). Это обусловлено тем, что анкетному опросу как методу исследования присуши органические недостатки, связанные не только с неумелым применением метода, но и с его сущностью. При помощи анкет мы в сущности узнаем то, что люди желают нам сказать, а это зачастую не то, что фактически люди делают или думают делать. Следует помнить, что не все люди в полной мере реализуют планированные покупки.
Недостатки, присущие опросу как методу исследования, полностью преодолеть нельзя. Однако их влияние можно значительно ослабить при разработке инструментария (анкет, инструкций и т.п.) и в ходе проведения опросов.
Полученная информация, первичная и вторичная, далее используется для разработки условных прогнозов. Условность их заключается в том, что фирма изберет ту или иную маркетинговую стратегию действия.
Изучение и прогнозирование спроса - сложный исследовательский процесс. Преуспевающие фирмы затрачивают на это дело значительные средства. Как правило они пользуются услугами фирм, специализирующихся в конкретном виде прогнозов. Малые или вновь созданные предприятия не имеют достаточно средств для маркетинговых исследований. В то же время руководство фирмы должно быть готово к любому изменению спроса и заранее подготовить комплекс мероприятий, упреждающих грядущие события. Если фирма не имеет собственную службу маркетинга, то при подготовке и проведении анкетных опросов рекомендуется привлекать специалистов в области исследуемого явления или вопроса, а также психоанализа и социологии. Предварительное получение совета или заключение знающего специалиста в данных областях не менее важно, чем полученные в результате обследования данные.