Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Обращение к юрисдикции коммерческого арбитража подразумевает исключение подсудности государственным судам и осуществляется на добровольной основе. Исключение составляют гражданско-правовые споры, вытекающие из отношений экономического и научно-технического сотрудничества стран - участниц Московской конвенции 1972 г., согласно которой они подлежат рассмотрению в арбитражном порядке с исключением подсудности таких споров государственным судам. Это, пожалуй, единственный пример в современной практике закрепления обязательности обращения в арбитраж, хотя и не уникальный: в истории третейского разбирательства в России существовали дела, рассмотрение которых в третейском суде было обязательно.
Коммерческий арбитраж во многом привлекателен для рассмотрения споров еще и тем, что слушание дел происходит, как правило, в закрытом заседании, что позволяет охранять не только сведения, составляющие коммерческую тайну сторон, но и любые иные сведения, распространение которых для сторон не желательно. Даже в случае провозглашения гласного разбирательства делается оговорка о том, что по требованию любой из сторон рассмотрение дела происходит в закрытом заседании.
Возможность исполнения решения арбитража обеспечена государственным признанием данного способа рассмотрения споров в сфере экономики и, в частности, в области внешнеэкономической деятельности, подтверждением чему может служить преамбула уже упоминавшегося Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже": "Настоящий Закон исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли".
Таковое признание выражается в форме:
а) законодательного закрепления возможности рассмотрения гражданских споров третейским судом (арбитражем);
б) исключения подсудности государственным судам гражданско-правового спора в случае наличия соглашения о передаче такового спора на рассмотрение третейского суда и, что в данном месте наиболее важно:
в) установленной законом возможности принудительного исполнения решения третейского суда наравне с решениями государственных судов при условии соблюдения определенных процессуальных норм.
Даже несмотря на признание решений третейских судов отдельным государством в своем внутреннем праве, проблема исполнения решений иностранных арбитражных учреждений этим не исчерпывается, поскольку при осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо каким-то образом гарантировать интересы и иностранных партнеров. Подобная необходимость привела к поиску компромиссных решений на международном уровне. В связи с этим под эгидой Лиги Наций были приняты Женевский протокол 1923 г. об арбитражных оговорках и Женевская конвенция 1927 г. о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. В условиях тесной интеграции мировой экономики и необходимости урегулирования спорных вопросов при реализации внешнеэкономических связей были выработаны более точные принципы регулирования упомянутых вопросов, закрепленные в Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.
Данной Конвенцией установлено: каждое из государств, присоединившихся к Конвенции, "признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение". При этом "к признанию и приведению в исполнение арбитражных решений. не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений" (ст. III).
Естественно, вопросы порядка исполнения судебных решений могут быть установлены только внутренними нормами процессуального права той страны, где испрашивается исполнение и требуется строгое соблюдение этих норм. Кроме того, Конвенцией установлен ряд специальных требований к предъявлению решения иностранного арбитража к исполнению - ст. IV Конвенции. Для этого необходимо представление:
а) должным образом заверенного подлинного арбитражного решения или должным образом заверенной копии такового;
б) подлинного соглашения о передаче спорного вопроса на разрешение арбитража или его копии, при этом, если упомянутые документы изложены не на официальном языке страны, где испрашивается исполнение, они представляются с заверенным переводом (официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением).
Таким образом, принудительное исполнение решения арбитража будет осуществляться согласно российским правилам исполнения арбитражных решений в объеме, подлежащим взысканию, согласно рассматриваемому постановлению.