Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
15. Миссия организации
Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хозяйственной деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.
Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Принципы следующие:
1) Рост фирмы благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей.
2) Получение прибыли благодаря взаимной выгоде фирмы и потребителей.
Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей целей предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик:
конкретные и измеримые цели
ориентация целей во времени
достижимые цели
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его цель. Цели вырабатываются для осуществления этой целей.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка целей предприятия должна содержать следующее:
1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?
Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто это кажется для них очевидным. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его цель, ответом, вероятно, будет: "Конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей целей становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
16. Цели организации
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
повышение контролируемой доли рынка
предвидение требований потребителя
выпуск продукции более высокого качества
обеспечение согласованных сроков поставок
установление уровня цен с учетом условий конкуренции
поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды являются:
Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами.
Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей.
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы.
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства.
Способность к выдвижению конкурентносных идей.
Способность к реализации этих идей.
Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил.
Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования.
Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии.
Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала.
Способность осуществлять изменения архитектурно-планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил.
Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка.
Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах.
Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы.
Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы.
Цели должны быть:
1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.
2. Ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными).
3. Достижимыми.
4. Взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).
Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
17. Установление целей
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:
содержание цели;
ее размер (максимум, минимум, уровень);
временные параметры;
пространственные характеристики;
персональную привязку;
ранг в иерархии целей.
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть:
идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи);
конкурентными (конфликт);
антагонистичными (взаимоисключение).
На следующем рисунке отражены связи между целями.
Связи между целями
Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп.