Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудно доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.
Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон не выгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны скорее всего постараются договориться о ценах и объемах производства.
2. Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:
Совместная координация, картель. Цена и продукция отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли;
Сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто, либо молчаливо применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;
Нескоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.
Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывали бы динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а наоборот подпадают под всевозможные ограничения и запреты.
4. Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
охрана и поощрение конкуренции;
контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
контроль над ценами;
защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.