Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
При рассмотрении политического положения в европейских государствах начала ХХ в. сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась не какими выборными органами. В Своде законов Российской империи издания 1892 г. торжественно провозглашалась обязанность полного послушания царю; власть его определялась как "самодержавная и неограниченная".
Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедывать православную веру. Незыблемость царской власти делала невозможным введение конституционного строя.
В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, возникший еще в ХVIII столетии: министров и советников, назначенных им самим, и консультативные органы, в которые входили высшие представители двора и бюрократии. Государственный совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Исполнительным органом самодержавного государства был - Совет министров, созданный при Александре I, - имел также консультативные функции. Сенат к тому времени фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного суда. Сенаторы должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни.
Политико-правовые факторы трансформации политического строя в России: студенческое движение приобрело политический характер; увеличилось число забастовок на фабриках и заводах; участились крестьянские бунты.
В мае 1902 г. проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии, на что правительство в ответ на это давление издает Манифест, в котором обещается ряд уступок.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г. провозгласивший введение гражданских свобод и организацию Государственной думы, Основные законы 23 апреля 1906 г. определившие двухпалатную парламентарную систему. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., был придан правовой статус второй парламентской палаты. С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861г., затем реорганизация Совета превратила его в постоянно действующий орган.
Система источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями Совета министров и мнениями Госсовета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Одновременно с этим появляется большое число актов, именуемых "временные правила".
Кодификационная работа проводилась в целом ряде учреждений: эти задачи возлагались на особое отделение госканцелярии, департаменты Сената, Госсовет и Госдуму, Совет министров и отдельные министерства и управления. Руководство этой работой осуществлял Сенат, в начале революции было создано Юридическое совещание, выполнявшее функции руководителя всей кодификационной деятельностью.
В 1882г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два его проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений.
В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых организационно- хозяйственных форм.
В годы войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово - промышленной сфере: военно - промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно - управленческих структур.
Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса.
В годы войны процессуальное и судебное право подвергаются изменениями, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Новым явлением стала административная юстиция, прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.