Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Современное состояние машиностроения и станкостроения в России и странах СНГ характеризуется переходным периодом от плановой централизованной экономики к рыночной. Переход к реальной рыночной экономике в машиностроении и станкостроении требует качественно новых решений двух основных задач, бывших мало актуальными при плановой экономике:
1) формирование перечня, состава и совокупности требований к выпускаемой машиностроительной продукции (ее облика) с точки зрения ее востребованности и конкурентоспособности на международном рынке товаров и услуг;
2) формирование структуры и состава собственной производственной системы и совокупности требований к ее компонентам, из которых важнейшими являются единицы технологического и металлообрабатывающего оборудования.
При этом вся практика машиностроительного производства в промышленно развитых странах мира однозначно свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики производственная система машиностроительного предприятия должна быть автоматизированной гибкой производственной системой (ГПС); исключением, только подтверждающим правило, являются узко специализированные производства с высокой серийностью (например, производства шарикоподшипников, крепежных изделий и т. д.). С целью повышения экономической эффективности производства и сокращения сроков принятия решений (при наличии на предприятии функционирующей ГПС) решение этих двух вышеописанных задач должно быть максимально автоматизированным.
Исключив из рассмотрения имеющий самостоятельное значение и требующий отдельного исследования вопрос о выборе структуры ГПС, уточним формулировку и первой, и второй задачи, исходя из того, что производственная система машиностроительного предприятия обязательно является гибкой производственной системой (ГПС), а методы решения этих задач – автоматизированными. При этих условиях получаем следующие определения задач:
1) первая задача – формирование перечня, состава и совокупности требо-ваний к выпускаемой машиностроительной продукции;
2) вторая задача – формирование перечня, состава и совокупности требо-ваний к технологическому металлообрабатывающему оборудованию для ГПС.
Эти определения и будут соответствовать используемым в дальнейшем терминам "первая задача" и "вторая задача".
Предприятия испытывают трудности при решении как первой, так и второй задач ввиду почти полного отсутствия методов их решений, неподготовленности специалистов и многих других причин.
Одним из существующих методов решения подобных задач (по крайней мере, первой из них) является маркетинг. Традиционный маркетинг предполагает систему мероприятий по изучению рынка, планированию разработки новой продукции, формированию ценовой и рекламной политики, стимулированию сбыта, продвижению своих товаров и услуг на рынок (рынки) в условиях конкуренции на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке, и широко используется в развитой рыночной экономике.
Главной особенностью маркетинга для станкостроительных предприятий является то, что выпускаемая ими продукция (металлообрабатывающее оборудование и т.д.) относится к средствам производства, а не к предметам потребления. Поэтому здесь неприменимы или малопригодны обычные рекламно-маркетинговые методы продвижения продукции на потребительский рынок с учетом (или формированием) моды, вкуса потребителей и т. п., поскольку потребителями станкостроительной продукции являются машиностроительные предприятия (в том числе и станкостроительные тоже), использующие ее в качестве компонентов собственных производственных систем, а лицами, принимающими решения о приобретении и выборе того или иного оборудования, являются высоко квалифицированные в области машиностроения специалисты этих предприятий, которым требуется серьезное технико-экономическое обоснование для принятия решения. Эти же особенности маркетинга характерны для всех машиностроительных предприятий при выпуске продукции, не предназначенной непосредственно для массового потребителя (а такой машиностроительной продукции большинство), поэтому несомненна актуальность вопроса.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что постановка первой задачи для станкостроительных предприятий практически полностью совпадает с постановкой второй задачи для всех машиностроительных предприятий (в том числе включая сами станкостроительные), и методы их решения будут идентичны. Назовем такую обобщенную задачу задачей обоснованного формирования технического задания для проектирования или выбора машиностроительной продукции, относящейся к средствам производства. Методы решения таких задач для условий ГПС малоизучены или неизвестны, поэтому несомненно актуальной в условиях рыночного производства является разработка подходов и методов решения этой задачи.
Применительно к случаю проектирования нового металлообрабатывающего оборудования для ГПС из всех основных этапов проектирования машин, регламентированных ГОСТ 2.103-68*, наименее обоснованным с методологической точки зрения является формирование технического задания, которое относится к предпроектной стадии работ (существующий ГОСТ 15.001-73 формализует только порядок построения, изложения и оформления технического задания). Обычно при составлении технического задания априорно принимаются т. н. "основные требования к станку" (включающие большое число разных показателей) при очень слабом обосновании их выбора или даже полном отсутствии таких обоснований. Между тем именно от правильности выбора предназначения и основных технических характеристик металлообрабатывающего оборудования для ГПС и зависит главным образом востребованность и конкурентоспособность проектируемого технологического оборудования, его успех или неуспех на международном рынке товаров и услуг. Идентичные проблемы возникают и при решении задачи выбора металлообрабатывающего оборудования для комплектования новой или модернизации существующей ГПС (здесь также надо рационально формировать техническое задание на приобретаемое или заказываемое технологическое оборудование для ГПС).
Решение задачи обоснованного формирования технического задания для проектирования или выбора металлообрабатывающего оборудования для ГПС достигается методами. Кроме такой области применения, эти же методы напрямую применимы для решения идентичной (более широкой) задачи маркетинга – определения технических требований для любой машиностроительной продукции, не предназначенной непосредственно для массового потребителя.