Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Общественное разделение труда приводит ко все большей дифференциации производственного процесса, причем специализация развивается не только в отраслевом, но и в территориальном аспекте. Это находит свое проявление в отраслевой и территориальной организации производства, выступающей формой реализации отраслевой и территориальной сторон хозяйствования, которые обеспечивают достижение соответственно ведомственных и территориальных местных интересов:
— интересы хозяйствующих субъектов, связанные с производством и реализацией продукции, относящейся к той или иной отрасли и приносящей наибольший доход, выступают как ведомственные или, в конечном счете, отраслевые интересы. Субъекты хозяйствования практически не заинтересованы в оценив социальных последствий своей хозяйственной деятепьностн. а также влияния ее на окружающую среду и пр. Носителями отраслевых ведомственных интересов выступают частные лица или коллективы предприятий;
— территориальные местные экономические интересы характеризуются динамикой изменения социально-экономического положения поселенческих коллективов людей. Такими характеристиками являются: комплексное развитие территорий, воспроизводство отраслей хозяйства и непроизводственной сферы, состояние окружающей среды, обеспечение занятости населения, создание условий для отдыха и интеллектуального развития человека, безопасность проживания и др. Носителем территориальных, местных интересов выступает население, проживающее на данной территории и посредством территориальных производственных отношений реализующее в том числе и свои местные интересы.
Каждый поселенческий коллектив имеет свои интересы, Известны отличия интересов городских поселений от сельских, областных поселенческих коллективов от республиканских и т. д. Вместе с тем реализация интересов всех этих коллективов непосредственно связана с функционированием определенных отраслей хозяйства и соответствующей организацией производства, распределения, обмена и потребления. Таким образом, для полной реализации территориальных (в том числе местных) интересов недостаточно организации только территориального способа воздействия и необходимо его сочетание с отраслевым.
Отраслевые и территориальные виды воздействия осуществляются, как известно, через систему управления, которая на уровне фирмы создается дирекцией (внутрифирменное управление или менеджмент), а на уровне народного хозяйства — государством (государственное управление или регулирование).
Отраслевое и территориальное управление выступают по существу двумя аспектами единого процесса регулирования или управления социально-экономическим развитием. Однако недостаточность только государственного отраслевого и территориального управления и их сочетания, направленных на удовлетворение интересов населения и поселенческих коллективов, проявляется в том, что замедляется изучение и познание интересов проживающего населения, неэффективно используется ряд видов территориальных ресурсов, не находит достаточного применения творческий потенциал и активность населения и, наконец, процессы принятия и реализации управленческих решений в сфере социально-экономического развития территориального образования отдалены от его населения.
Подчеркнем, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления, а дополняет систему управления всем народнохозяйственным комплексом.
Территориальное управление представляет собой деятельность, осуществляемую профессионалами — госслужащими в том или ином регионе с целью организации производства, размещения и развития производительных сил, а также совершенствования способов вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из народнохозяйственных интересов. Территориальное самоуправление — деятельность с целью удовлетворения интересов поселенческих коллективов людей за счет их активности, творческого потенциала и самоорганизации.
Таким образом, категория “территориальное самоуправление” представляет собой производственное отношение, возникающее при реализации территориальных экономических интересов граждан в пределах отдельного сообщества, сформированного в зависимости от типа и места расселения. Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т. п., поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, в обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.
Рассматриваемое производственное отношение отражает собственную совместную деятельность сообщества по эффективному управлению, т. е. целеполаганию, организации и координации действий граждан и хозяйствующих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории, удовлетворения социально-культурных потребностей населения.
Критериальным признаком территориального самоуправления является место расселения граждан. В теории расселения первичной единицей рассматривается населенный пункт.
Поэтому самоуправление на уровне населенного пункта целесообразно характеризовать как местное самоуправление. Населенные пункты, в свою очередь, могут образовывать городские и сельские поселения; в соответствии с этим могут выделяться другие уровни территориального самоуправления. Таким образом, местное самоуправление представляет собой нижний уровень территориального самоуправления и характеризует производственные отношения, складывающиеся в процессе реализации местных интересов граждан данного населенного пункта (см.: Иванова В. Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПб., 1996).
Процесс управления - это порядок осуществления механизма управления.
Процесс подготовки и выработки управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности следующих работ: сбор, обработка и анализ информации об объекте управления; определение цели и выработка решения; выдача управляющей команды и доведение ее до исполнителей; реализация решения и изменение объекта.
Типовой процесс принятия и реализации решения включает в себя две фазы: выработка управленческого решения и его реализация, каждая из которых подразделяется на несколько стадий.
Фаза выработки управленческого решения включает в себя стадии: выявления, формулировки и обоснование проблемы; сбора и анализа информации; формулировки и отбора вариантов решения; выбора окончательного варианта и принятия решения.
Фаза реализации управленческого решения включает в себя стадии: разработки плана реализации решения, доведение его до исполнителей и контроль за исполнением решения.