Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Шпаргалки Билеты к экзаменам Проблемно-тематические курсы

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.

Поиск материалов

Правовой статус и основные функции Центрального Банка Российской Федерации

Вопрос 1. Изложите Вашу точку зрения относительно путей реформирования правового статуса Банка России. Определите специфику нормативно-правового регулирования деятельности кредитных организаций со стороны Банка России

В банковской системе России Центральный Банк РФ (ЦБ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности.

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст. 16 - 18). С другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (ст. 5, 10 - 14, 19 - 33).

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу.

Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Эта особенность банка России учитывается налоговым законодательством: Центральный банк Российской Федерации является плательщиком налога на прибыль от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения. То есть тогда, когда Банк России действует как орган государственного управления, он освобождается от уплаты налогов, но как только он начинает действовать как юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, он обязан их платить.

Правовое положение Банка России имеет много общего с правовым положением государственных банков, существовавших до начала реформы банковской системы. Однако есть и существенные отличия.

Дореформенные банки контролировали деятельность только своей клиентуры, а Банк России осуществляет в настоящее время надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, других кредитных учреждений.

Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т.д.), он прежде всего оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

По сути дела, управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России производит двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой.

Одним из нерешенных, и, как мне представляется, в принципе не имеющем на сегодняшний день однозначного решения, является вопрос о правовом статусе Банка России, а также о правовом статусе закрепленного за ним имущества. Представляется, что решение этого вопроса должно идти не по пути формального отнесения Банка России к той или иной организационно-правовой форме, а его имущество к тому или иному режиму, а по пути установления возможностей для максимально эффективной деятельности Банка России путем ясного и точного определения его полномочий и компетенции.

Закрепленные в действующей редакции Закона о Центральном банке нормы на сегодняшний день позволяют Банку России управлять своим имуществом без оглядки на политическую конъюнктуру, а также по возможности обеспечивать защиту имущества от возможных арестов по обязательства государства. Но подобное положение вещей устраивает не всех. Предпринимаются попытки изменить принятый Государственной Думой Российской Федерации в 1995 году закон. В числе этих попыток можно отметить предложение: установить, что Банк России осуществляет владение, пользование, распоряжение уставным капиталом, и иным своим имуществом от имени Российской Федерации, а также предложение - признать Банк России государственным учреждением и закрепить за ним имущество на праве оперативного управления.

Реализация этих и подобных им предложений неминуемо приведет к потере Банком России финансовой самостоятельности и подмене его деятельности деятельностью правительства. А также с появлением возможности обратить взыскания на имущество Банка России по долгам государства. Представляется, что совершенствование законодательства о Центральном банке должно сохранить существующий подход к имуществу Банка России. А отнесение Банка России к той или иной организационной правовой форме не столь принципиально при условии детального урегулирования статуса Банка России законом о Центральном банке.

Говоря о проблемах совершенствования законодательства о Центральном банке, нельзя обойти стороной вопрос о независимости Банка России. Независимость Банка России является конституционным признаком, который обеспечивается запретом для органов государственной власти всех уровней вмешиваться в деятельность Банка России. Безусловно, независимость не означает отсутствие контроля и подотчетности. Существующая подотчетность Банка России Государственной Думе фактически означает установление последующего контроля за деятельностью Банка России. Изменение такого порядка, то есть создание условий, позволяющих в той или иной мере непосредственно влиять на деятельность Банка России, будет являться нарушением принципа независимости.

В связи с этим должны быть отменены такие поправки, как предложение утверждать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики федеральным законом; предложение утверждать федеральным законом или постановлением Думы план доходов и расходов Банка России. Помимо вмешательства непосредственно в деятельность Банка России мы, приняв подобные предложения, можем затруднить эту деятельность в целом. В то же время, я считаю, что мы должны всерьез поработать над такими вопросами, как подотчетность Банка России.

Усиление подотчетности Банка России должно идти по пути усиления именно последующего парламентского контроля. И в рамках последующего парламентского контроля Госдума может и уже контролирует смету расходов Банка России, назначает проверки Счетной палаты, рассматривает годовой отчет, а также, что очень важно, именно Государственная Дума утверждает и председателя Центрального банка, и Совет директоров. Усиление подотчетности Банка России, естественно, связано с усилением прозрачности его деятельности.

Повышение эффективности деятельности Банка России невозможно без доверия к его политике. Реальное доверие возможно только тогда, когда понятно действие Банка России, а также мотивы этих действий. Поэтому существенным моментом, подлежащим отражению в дальнейшей работе над изменением закона о Центральном банке должно стать усиление прозрачности и информационной открытости Банка России.

Вопрос 2. Объясните действующий порядок правового обеспечения форм и методов контроля за деятельностью Банка России. Назовите органы управления Банка России, их правомочия, а также структуру Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

(Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление банковского аудита Государственная Дума принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.)

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл

- осталось написать email или телефон

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Тимур
Благодарю вас за оказанное мне содействие в сопровождении моей курсовой работы. Надеюсь, я не доставил вам слишком много беспокойств