Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. Одним из важных вопросов в курсе политической экономии или экономической теории является вопрос о предмете, который она изучает, поскольку именно рассмотрение этого вопроса является фундаментальным при анализе любой теории.
До 90-х годов в нашей стране преобладающее место в формировании экономического мировоззрения занимала марксистская политическая экономия. Вся экономическая литература была направлена на популяризацию К. Маркса и его учения.
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности.
Мысль о том, что предметом политической экономии (общей экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наиболее широкое распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г. В. Плеханов.
На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературы развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие многие ведущие экономисты.
Если же мы обратимся к мировой экономической литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории.
Так, например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником богатства только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления, а также распределения национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и т. д.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства.
4. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов.
Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни.
Авторы, исследовавшие те или иные социально-экономические явления, отмечают, что они проходят стадии начала, собственного движения и результата. Если это так, то начало потребностей содержит результат их развития в потенции, а результат движения потребностей – развернутое в систему начало. Начало потребностей содержит не только описание, но и характеристику условий их возникновения
Удовлетворение потребностей каждого индивида достигается посредством труда всех, что означает как разделение труда, так и его кооперацию. Этот же процесс означает, что реализация потребностей индивидов в обществе приобретает формы как организационно-технических, так и организационно-экономических отношений.
Реализация потребностей – это не односторонний процесс их опредмечивания, воплощения в материальных благах и услугах. Это одновременно и процесс распредмечивания в экономических формах движения предмета потребности, а затем воплощения в действующих лицах.
Источник развития потребности заложен в ней самой, поскольку потребность является сочетанием объекта и субъекта.
6. Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
Производство вообще это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным. Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства. Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление. Производительное потребление это есть процесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, т. е. расход его физической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не на производстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т. д. В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются т. е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т. е. создает импульс потребления. Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта. В то же время потребление каких либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т. е. собственности. Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве.
Распределение активно влияет на производство, оно может способствовать росту производства и в то же время оно может тормозить это производство.
Обмен и распределение входят непосредственно в процесс производства, а также составляют его существенные черты, и зависят, также, от непосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за его границы.
Любое общественное производство человеческой цивилизации для своего осуществления должно иметь определенные условия при которых процесс производства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются: 1) отношение человека к природе; 2) отношения между людьми.
Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента: 1) сам труд, 2) средства труда, 3) предмет труда.
Труд - целесообразная деятельность человека направленная на отделение вещества от природы и приспособления его к потребностям людей. Труд это затрата и расходование рабочей силы человека в процессе создания материальных и нематериальных благ.
Рабочая сила - это совокупные физические и духовные способности человека которые могут быть направлены на создание материальных и нематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает и употребляет для производства орудия и средства труда.
Средство труда - это комплекс вещей или вещь с помощью которых человек воздействует на природу.
Предметы труда - это материалы или вещества данные природой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их к удовлетворению потребностей людей.
Факторы производства:
1) вещественный или объективный фактор;
2) личный или субъективный фактор.
Политическая экономия, или политическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.
Следовательно, она, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой - образует часть исследования человека. Человеческий характер формировался в процессе его повседневного труда и пол воздействием создаваемых им в этом процессе материальных ресурсов, причем в гораздо большей степени, чем под влиянием любых других факторов, исключая религиозные идеалы; двумя великими силами формировавшими мировую историю, были религия и экономика. Иногда на время возобладал пылкий дух военных или людей искусства, но нигде влияние религиозного и экономического факторов не оттеснялось на второй план даже на короткий срок, и почти всегда эти две силы имели большее значение, чем все другие, вместе взятые. Религиозные мотивы сильнее экономических, но их непосредственное воздействие редко распространяется на столь обширную жизненную сферу. Занятие, с помощью которого человек зарабатывает себе на жизнь, заполняет его мысли в течение подавляющего большинства часов, когда его ум эффективно работает; именно в эти часы его характер формируется под влиянием того, как он использует свои способности в труде, такие мысли чувства этот труд в нем порождает и какие складываются у него отношения с товарищами по работе, работодателями или его служащими.
Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):
а) государственный тип (собственность на средства производства);
б) всеобщая роль государства.
Проблемы что производить? как? и для кого производить? Решаются на основании планово-административной роли государства.
Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальная.
Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию. В чисто рыночной экономике решаются проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
Тема 2. Рынок, его сущность и функции
1. Мобильность ресурсов хороша тем, что она позволяет использовать их с наибольшей выгодой для предпринимателя. Поскольку почти в любой момент может перебросить часть ресурсов с одного объекта, а часть с другого, то он вполне может закрыть все дыры, образовавшиеся вследствие нестабильности внешних условий.
Свободная цена позволяет адекватно реагировать на изменение спроса и предложения. Также она затрагивает многие другие факторы - то есть является тем признаком, который лежит в основе экономики. Так при свободной цене покупатель имеет уверенность в том, что ему не навязывают цену, и если он вернется, еще и всем знакомым расскажет.
Рыночная система, поскольку она является открытой минисистемой и если знать, на какие клавиши нужно нажимать, какие экономические рычаги затрагивать - то можно вполне располагать информацией, где и по какой причине имеются свободные ресурсы и использовать эти знания в свое экономической политике.