Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая "рublic relations" (РR), не существует, поскольку за последние 60 лет предлагалось множество самых разных толкований этого понятия. Поэтому целесообразно рассмотреть здесь несколько из них.
Институт общественных отношений (IРR), созданный в Великобритании в феврале 1978 года, принял все еще действующее (хотя и с некоторыми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение РR. Оно звучит так: "Рublic Relations" – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под "общественностью организации" понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).
РR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер: обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.
Предлагаемая ниже выдержка взята из официального заявления о РR, выпущенного Обществом Общественных отношений Америки (Рublic Relations Society of America– РRSA) 6 ноября 1982 года:
"РR, способствуя установлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности. РR служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своих целей эти организации должны установить прочные отношения с множеством разнообразных аудиторий или общественных групп: работниками, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и т. д., а также с обществом в целом. Достижение целей организации требует от ее руководителя знаний и понимания взглядов и ценностей людей, с которыми его организация работает. Сами же цели определяются внешними факторами. Специалист по РR выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего тому перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику".
Имеется множество более простых определений, но они не охватывают всех значений этого понятия. Например: "положительная деятельность, признаваемая обществом", "делать добро и получать признание за это", "соединение личных и общественных интересов".
Сэм Блэк в своей книге, посвященной РR предпочитает краткое и всеобъемлющее определение: "Рublic Relations" – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности".
Создать и поддерживать состояние динамического и устойчивого равновесия – гомеостаза – одна из ведущих задач "паблик рилейшнз". При этом в отличие от процессов труда и познания мы имеем дело с субъектно-субъектными отношениями, что действительно в полной мере раскрывает социальные системы, особенно системы общения (к каким относят "паблик рилейшнз"), построенные на основе методов теории К. Шенона. Это позволяет осмыслить "паблик рилейшнз" как сложную динамическую систему управления. В качестве управляющей подсистемы выступает субъект "паблик рилейшнз", а в качестве управляемой – общественность. Преобразованная в субъекте информация, действуя на управляемую подсистему, изменяет ее состояние. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи к управляющей подсистеме и используются для корректировки замысла и последующих действий.
Субъектно-субъектные отношения в такой модели еще раз подчеркивают различия отношений коммуникаций и общения между подсистемами. (К сожалению, специалисты в области "паблик рилейшнз" не всегда различают эти понятия, т. е. чаще всего рассматривают систему "паблик рилейшнз" как субъектно-объектную систему). Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом, т. е. субъект передает некую информацию (идеи, деловые сообщения, фактические сведения и т. п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель информации и является в таких случаях объектом. В данной ситуации активность объекта направлена на повышение КПД самого способа усвоения информации, либо оказывается "шумом", т. е. искажением передаваемого сообщения.
В системе же "субъектно-субъектных" отношений данная информация адресуется такой подсистеме, которая индивидуально своеобразна, активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна перерабатывать получаемую информацию, становясь партнером ее отправителя в их общем деле – совместной выработке результирующей информации, т. е. в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть соучастники общего дела. Исходя из этого "паблик рилейшнз" определяется как управление путем выявления зон совмещения и создания условий для согласования интересов. Это такой способ достижения целей, при котором субъекты управления существуют не как разнополюсные, разделенные субстанции, но как взаимозависимые субъекты общественных отношений, равно заинтересованные друг в друге и находящие "момент согласования интересов" как внутренний императив своего существования, своего успеха.
Оперируя понятиями доверия, "доверительными отношениями с общественностью" и т. п., большинство специалистов "паблик рилейшнз" ограничиваются описаниями лишь с наиболее ярко проявленными феноменологическими характеристиками, выступающими как фоновое условие существования других социально-психологических явлений, таких как сотрудничество, репутация, авторитетность (корни, например, последнего, как известно: компетентность, деловитость, преданность, коммуникабельность и т. д.). Глубинная же, собственно психологическая сущность доверия, постоянно ускользает, растворяясь в других феноменах межличностного взаимодействия. Психологическая наука на основе свойственного ей уровня анализа выделила условия возникновения и формально-динамические закономерности функционирования доверия, рассматривая его смысл с философско-психологических позиций, связывая его существование с целостным взаимодействием человека с миром.
С позиций "паблик рилейшнз" интересен вывод, к которому пришла психологическая наука, определяя сущность доверия следующим образом: доверие есть способность человека aрriori наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и полезности, т. е. значимости (имеет смысл и ценность). Именно доверие позволяет человеку активно вступать во взаимодействие с новыми людьми и с незнакомыми или малознакомыми объектами окружающей действительности. Свойства же полезности и безопасности могут быть в разной мере выражены в объекте. Если же значимость объекта для субъекта преобладает над безопасностью, тогда вступление во взаимодействие с объектом становится связанным с риском.
Вот почему неумение адекватно оценить состояние внешней социальной среды (и ее изменение) может привести к смещению уровня доверия общественности и вместе с тем к провалу политических или коммерческих усилий. Когда в жизни человека происходит что-то очень важное, резко меняющее привычные внутренние смыслы, – возникает потеря доверия к миру, потому что, с точки зрения доверия человека, смыслами и ценностями наделен мир, а не он сам. На самом же деле потеря доверия к миру сопряжена с потерей доверия к себе, ибо в таких ситуациях старые смыслы "умирают", а новые еще не созданы. "Для того, чтобы снова обрести доверие к миру, нужны новые смыслы. Но смыслы нельзя передать, их можно только обрести, обретаются же они только посредством веры".