Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.
Исходя из вышеизложенного необходимо проверить:
правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;
правильность применения тарифов страховых взносов;
своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;
правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.
Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.
Исходя из вышеперечисленных задач необходимо проверить:
правильность определения объекта налогообложения;
правильность применения ставок налогов;
законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;
своевременность и полноту перечисления взносов;
правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;
соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" записям в главной книге и балансе;
правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию;
правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР, фонд содействия конверсии военного производства и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.
Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.
Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.
Совершенно естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.
Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:
полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;
правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;
законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;
полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;
правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;
правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;
правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.
Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64))
Расчеты по внебюджетным платежам ведутся на одноименном счете 67 по видам платежей. Порядок исчисления и уплаты платежей во внебюджетные фонды регулируются законодательными и другими нормативными актами.
Основными нормативными документами, используемыми при проверке являются:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Минфин СССР от 1. 11. 91г. № 56 с дополнениями и изменениями от 28. 12. 94г. № 173)
Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18. 10. 91г. № 1759-1 с изменениями и дополнениями от 25. 12. 92г. № 4226-1.
Инструкция о порядке исчисления налогов и поступления иных средств в дорожные фонды (Минфин РФ, Госналогслужба РФ от 30. 05. 93г. соответственно № 36 и № 19 с изменениями и дополнениями; Госналогслужба РФ от 15. 05. 95г. № 30).
Письмо Госналогслужбы РФ от 5 марта 1998 г. N АС-6-07/161 (с изменениями от 25 марта 1998 г.)
В настоящее время к основным видам внебюджетных платежей относятся:
Налог на пользователей автомобильных дорог;
Налог с владельцев транспортных средств;
Налог на приобретение автотранспортных средств;
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ)
Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Помимо перечисленных платежей, на счете 67 отражались платежи по фонду занятости, а в настоящее время ведутся расчеты:
С фондом имущества при приватизации предприятия;
По фонду научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции;
По фонду содействия конверсии военного производства.
По каждому из видов налогов, платежей и расчетов аудитор должен проверить:
Правильность определения базы налогообложения;
Обоснованность применения ставок налогов и платежей;
Правомерность использования льгот при расчете налогов и платежей;
Своевременность расчета и перечисления взносов по налогам;
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей, их перечислению в фонды;
Соответствие данных аналитического (по видам платежей) и синтетического учета по счету 67 записям в регистрах, главной книге и балансе;
Качество составляемых форм отчетности по платежам, представляемых в ГНИ.
Аналитический и синтетический учет по счету 67 аудитор проверяет по данным журнала-ордера № 8 и ведомости № 7 (при журнально-ордерной форме учета).
К основным вопросам проверки правильности учета выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) для целей обложения налогом относятся:
виды деятельности организации по уставу и раздельный учет доходов по ним;
списание стоимости продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда и премий работникам;
отражение в бухгалтерском учете авансов полученных и своевременность отнесения их в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг);
списание продукции и оказанных услуг на капитальное строительство хозспособом; правильность расчета данных по реализации продукции по кассовому методу ("по оплате") В ходе проверки контролируется качество и достоверность ведения бухгалтерского учета. При несоответствии учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения помимо бухгалтерского учета проверяется методика дополнительных расчетов по налогу.
При проведении проверки необходимо обратить внимание на особенности налогообложения отдельных видов деятельности, категорий плательщиков и правильность применения ими действующих нормативно-правовых актов в области налогообложения.
В соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Юридические лица, в составе которых находятся филиалы и другие аналогичные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, уплату налога на пользователей автомобильных дорог производят по месту своей постановки на налоговый учет на основании данных сводного баланса.
При определении налогооблагаемой базы необходимо учитывать также следующее:
Капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом, рассматривается как предоставляемые услуги на сторону или предусмотренные по уставной деятельности.
Затраты по капитальному строительству, осуществляемому хозспособом, отражаются в установленном порядке на счетах производства со списанием в кредит счета 08 "Капитальные вложения". При сдаче этапа или полностью законченного объекта (в зависимости от учетной политики) фактические затраты списываются со счета 08 в дебет счета 46.
Таким образом, объем строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом, включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
Доходы от внереализационных операций, в том числе от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу организации, если учетная политика установлена "по оплате".
При учетной политике "по отгрузке" выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату отгрузки. Возникающая при этом курсовая разница в виде разницы между рублевой оценкой выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) на дату фактического поступления иностранной валюты на счет организации и ее рублевой оценкой на дату отгрузки товаров, продукции (работ, услуг) относится на доходы (расходы) от внереализационных операций и не учитывается при налогообложении.