Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
В условиях относительно стабильной внешней среды может использоваться стандартная система прогнозов и планов предприятия.
Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов:
• план маркетинга,
• производственная программа,
• техническое развитие и организация производства,
• повышение экономической эффективности производства,
• нормы и нормативы,
• капитальные вложения и капитальное строительство,
• материально-техническое обеспечение,
• труд и кадры,
• себестоимость, прибыль и рентабельность производства,
• фонды экономического стимулирования,
• финансовый план,
• план охраны природы и рационального использования природных ресурсов,
• социальное развитие коллектива.
Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:
• потребность в продукции предприятия,
• потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:
• неформализованные (эвристические),
• формализованные.
К числу неформализованных относят:
• индивидуальные экспертные оценки,
• коллективные экспертные оценки,
• написание сценариев и т. д.
К формализованным методам относят:
• методы экстраполяции,
• моделирование.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.
Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.