Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют два уровня управления ею: управление производством на уровне предприятий и на уровне руководства всем национальным промышленным производством. Изменение степени влияния второго уровня управления на первый - это и есть реформа системы управления промышленностью. Степень этого влияния определяется многими факторами - специализацией национальной промышленности, формой ее участия в международном разделении труда, господствующей идеологией (приближенность к демократической концепции развития обуславливает вместе с более широким использованием рыночных механизмов и большую свободу управления хозяйственной деятельности предприятий), чисто временными условиями, в которых может находиться государство, и которые могут временами также серьезно влиять на степень централизованности системы управления промышленностью. Эти, а также некоторые другие факторы могут быть равноправными в формировании системы управления промышленностью, но какой-то или какие-то факторы могут иметь и приоритетное значение.
В настоящее время при всеобщности процессов падения уровня жизни на территории страны выделяются приоритетные регионы, которым правительством России должно быть в первую очередь уделено внимание. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Поэтому необходимы выделения дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.
В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов, подорвав экономическую основу их развития - традиционные отрасли хозяйства: оленеводство, охоту, рыбный промысел, то есть ухудшились условия их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой являются выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижения качественного улучшения уровня жизни и условий жизнедеятельности этих народов. Таким образом, на основе принципов размещения промышленности, необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера является усиление протекционистской государственной политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.
Наряду с закономерностями размещения производительных сил и промышленных производств большое значении имеют принципы размещения как конкретные проявления пространственного распределения производства в современный период экономического развития страны. Эти принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.
С учетом принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решается проблема сокращения и ликвидации дальних перевозок, снижение затрат труда в целом по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.
В условиях развития рыночных отношений на современном этапе, особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов. При этом особую роль выполняют сформированные программно-целевые территориально-производственные комплексы. - ТПК. Например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс; на базе железных руд сформировался ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов - Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК. В угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных отходов газо-коксовых, доменных. Безотходные технологии все в большей мере применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.
В процессе размещения и развития производительных сил в регионах и условиях рынка остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решений экологических и ресурсных проблем регионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экологической безответственности за ущерб наносимый природе, за выпуск экологически грязной продукции, за разбазаривание природных ресурсов. Для оздоровления экологической обстановки, достижения эффективности природопользования требуются экономические регуляторы.