Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Например, руководитель делегироует свои полномочия. Но при этом он делегирует их не тому. Кто напрямую должен этим заниматься, специально подготовлен для этого, а ошибочно иному лицу. В результате возникает не только неприятная ситуация, когда делом должен заниматься некомпетентный человек, но и при этом возникает напряженность, когда ошибки будет исправлять тот, кому изначально следовало бы поручить дело. Скорее всего это будет сделано в авральном режиме, что не прибавит ни положительных эмоций выполняющим, ни уважения к руководителю.
Если в организации четко налажена система коммуникаций и наблюдается положительное отношение работников друг к другу, то при этом в коллективе будут отсутствовать конфликты, проистекающие из ничего, будут отсутствовать внешние раздражители. В то же время деятельность руководителей организации, их решения будут передаваться в низшие слои неискаженными, что позволит избежать ошибок и просчетов, и как следствие не испортит отношений подчиненных с руководителями.
При деструктивном конфликте необходимо постараться снизить общее напряжение - например - устроить лишний выходной или снизить темпы работы. Провести в жизнь давние начинания, которые требуются для налаженной работы коллектива, но на которые до сих пор не хватало времени или средств - тогда у работников появятся положительные эмоции. Далее - необходимо рассеять очаги напряженности - может быть провести небольшую кадровую перестановку или отправить кого-нибудь в командировку. Желательно наметить новые цели и довести их до сведения конфликтующих - это поможет отвлечься.