Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
В современной экономической литературе встречаются разные подходы к определению конкуренции. П. Самуэльсон трактует конкуренцию как "тщательно разработанный, сложный механизм координации, объективно реализуемый через систему цен и рынков". Конкуренция по Самуэльсону – "это средство объединения знаний и действий миллионов разнообразных индивидуумов. К. Р. Макконелл и С. Л. Брю суммируют экономический подход к определению понятия конкуренции в следующих двух условиях:
Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
Свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Ф. Энгельс: "Конкуренция есть наиболее полное выражение, господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Это война, война за жизнь, существование, за все, а следовательно, в случае необходимости и война на жизнь и на смерть, протекает не только между отдельными членами этих классов; один стоит у другого на пути и поэтому каждый старается оттеснить остальных и занять их место. Рабочие конкурируют между собой, а буржуа между собой".
Конкуренция может трактоваться и как "противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и потребителей и возможность свободного их входа на рынок и выхода с него".
Опираясь на эти четыре подхода, можно сказать, что конкуренция на рынке в отношении любого товара или услуги означает отсутствие монополии со стороны покупателя или продавца, равно как и со стороны государства. При этом считается важным, что конкурентов несколько, они хорошо осведомлены в конъюнктуре, причем несколько из них достаточно крупны, чтобы ни один не мог поднять рыночную цену с помощью ограничений в своих продажах. Должен быть обеспечен свободный выход на рынок и столь же свободный уход с него. Главное, чтобы при этом не были нарушены имущественные права и финансовые обязательства участников рынка.
Теория конкуренции исходит из того, что рыночную нишу имеет каждая фирма.
Ниша – это своего рода рыночное пространство, заданное определенными запросами потребителей. Она может пустовать или заполняться не вполне соответствующей продукцией, если на рынке нет ничего более подходящего. Но сами требования потребителей объективные и как нельзя присутствовать вне пространства, так же нельзя присутствовать на рынке вне ниши.
Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей.
Когда конкурентов нет, рынок весьма либерально решает вопрос о необходимой степени соответствия. Другими словами, фундаментальные ниши обычно широки. В прошлые годы "Волга" считалась и семейным автомобилем, и престижным автомобилем. Но при появлении конкурентов ситуация резко меняется. Это очень остро ощутила на себе та же "Волга" с открытием рынка для иномарок.
Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.
Большие размеры рыночной ниши способны превратить в конкурентов даже производителей достаточно несхожих товаров, т. е. конкурируют все продукты, которые могут быть использованы для одних и тех же целей.
Паутина конкуренции густа и охватывает даже отдельные участки рынка. Но при этом она как бы невидима или, по крайней мере, не бросается в глаза: примеры прямой истребительной борьбы под лозунгом "Кто кого?" достаточно редки.
В более распространенных случаях на рынке представлены разные товары, ориентированные на разные вкусы и кошельки. Любой продукт (и его производитель) занимает свое место на рынке и движется по параллельным с другими продуктами курсам, не пересекаясь и не мешая им. Это является следствием конкуренции: именно под ее влиянием фирмы "разбредаются" по своим нишам.
Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши фирмы, которую ей удается удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями. Реализованные ниши – это карта территорий, поставленных под свой (временный) контроль отдельными участниками рыночной войны. Каждая из сторон вытеснила соперников с определенных сегментов рынка.
"Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса покупателей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка".
Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию
Интересно, что в тех редких случаях. когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдается в самом начале реформ в России, когда узкий ручеек начавших поступать с Запада потребительских товаров сталкивался с безграничной способностью нашего населения потребить все и вся.
При этом рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление конкурентного пресса, состоим в уходе на недоступные для других сегменты. Неприемлемо низкий для соперников уровень цен или неповторимо высокое качество, индивидуальный сервис или опережение в техническом прогрессе все это и многое другое является средствами повышения конкурентоспособности или конкурентными преимуществами, которыми обладает данная фирма по отношению к другим фирмам.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков: объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара; отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
Прежде всего речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.
При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т. е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия.