Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Да, с этим мнением можно согласиться: в эпоху правления Николая I происходила реакция и застой как в политическом, так и в политическом плане. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе. Его основной программой стала фраза, которую он произнес при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни".
В России предпринимались серьезные меры для укрепления и даже расширения самодержавной власти. Они были направлены на дальнейшую концентрация всей системы управления в руках монарха. В области просвещения проводилась противоречивая политика. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой – поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения.
Крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической и политической жизни страны. В начале царствования существовали секретные комитеты по вопросу о судьбе крепостного крестьянстве, но уже во второй четверти XIX в. правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права (1841 – закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли, 1842 – закон об "обязательных крестьянах" и др.).
В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны во второй четверти XIX в.
Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель, министр народного просвещения С. С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию – "теорию официальной народности". Уваров задался целью совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром развития русской культуры, по его мнению, должны были служить три взаимосвязанных начала - "православие, самодержавие, народность". Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. Именно самодержавная власть, согласно уваровской теории, наиболее глубоко и полно отражала чаяния простого народа.