Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П. Я., Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина, участник тайных обществ, Чаадаев был выдающимся мыслителем. В 1821 г. он вышел в отставку, уехал за границу, а вскоре после поражения восстания на Сенатской площади вернулся в Россия. Чаадаева иногда называют декабристом без декабря.
Относительная стабильность российского жизнеустройства была в глазах Чаадаева свидетельством косности, пассивности общественных сил. В своих публикациях он высказал следующие мысли: "России нечем гордиться перед Западом. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Причиной того, что Россия как бы выпала из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное мировоззрение, которое уделяло главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни.
Развернувшиеся в обществе споры вокруг его высказываний сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений.
Одним из основных течений являлось либеральное. Его представители проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т. е. путем реформ и просвещения.
Основными течениями в рамках либерализма считаются течения западников и славянофилов.
Их сближала защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим было для них неприятие революции. Эти основные концепции и являются основой либерального течения.
Слабости русского либерализма в том, что путь реформ и просвещения не всегда достаточен для того, чтобы провести преобразования, а в обществе, в котором не сложились еще к этому предпосылки, такое решение проблемы вообще не представляется возможным.