Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
В движении цен на аграрном рынке России, начиная с 1992 г. можно выделить два этапа. первый (1992-1995 гг.) характеризуется резким взлетом всех видов цен: закупочных - на сельскохозяйственное сырье, оптовых - на продукты его переработки и потребительских - на товары для населения. Темпы роста двух последних обгоняли изменение первых, что можно квалифицировать как наличие ценового дисбаланса между ними в пользу перерабатывающей промышленности и торговли.
На втором этапе (с 1996 г. по настоящее время) ситуация меняется: наблюдается замедление роста всех видов цен, а по некоторым товарам - даже их абсолютное снижение. В наибольшей степени увеличиваются цены на сельскохозяйственное сырье, в меньшей - оптовые на готовую продукцию и еще в меньшей - розничные.
Со стороны государства предпринимаются некоторые меры по регулированию цен на рынке сельскохозяйственной продукции и уже можно сделать отдельные выводы о их эффективности.
Начиная с 1994 г. сделана попытка установления нижнего предела рыночных цен, с целью формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и защиты товаропроизводителей. Однако, как показала практика почти 3-х летнего периода их применения, обе задачи выполнялись неудовлетворительно. Одна из причин этого заключалась в недостаточной проработке функций гарантированных цен и механизма их применения.
В методических указаниях по их расчету декларировалось, что с одной стороны, они должны представлять собой нижний предел свободных рыночных цен, а с другой, обеспечить получение дохода, достаточного для расширенного воспроизводства. Очевидно, что эти положения противоречат друг другу изначально. гарантированная цена служила в основном ориентиром для складывающихся на рынке цен, причем не нижней, а верхней планкой. Завышенный уровень гарантированных цен при недостатке средств в бюджете всех уровней привел к невыполнению планах закупок в 1996 г. В 1997 г. эти цены применялись лишь в незначительном количестве регионов.
Практика применения гарантированных цен высветила еще одну проблему. Закупленное по высоким гарантированным ценам сырье удорожало конечную продукцию, сделав ее некредитоспособной не только по сравнению с зарубежными товарами, но даже с отечественными, завезенными из других регионов.
На гарантированные цены рекомендуется возложить функцию стабилизации аграрного рынка. По ним можно было бы производить инвентаризационные закупки излишков сельхозпродукции в специальный стабилизационный фонд аграрного рынка в том случае, если рыночные цены упадут ниже их уровня.
Основной формой государственной поддержки производства животноводческой продукции, а также мерой, способствующей сдерживанию роста цен на нее, является дотирование. Установлено оно в 1992 году и первоначально оно осуществлялось из федерального бюджета, однако с 1993 года выплата дотаций производится из средств местных бюджетов. Дотации начисляют ежеквартально при условии, что не менее 50% продукции продано заготовителю.
Регулированием цен на региональных рынках активно занимаются администрации большинства территорий России, особенно на социально-значимые виды продовольствия: хлеб, муку, молоко, мясо, масло растительное и животное, яйцо.
Механизм ценообразования призван обеспечивать: объективный учет общественно необходимых затрат труда и средств на всех этапах продвижения продукции, нормативов рентабельности, прибыли, основных фондов и т. д.; оценку конъюнктуры рынка; создание условий для конкуренции, при которой товаропроизводители были бы заинтересованы производить более дешевую продукцию высокого качества, а посредники - предприниматели в перерабатывающих отраслях и торговле - увеличивать массу прибыли за счет снижения цены товара, а не повышения ее, как теперь.
Особую роль должна играть система научно обоснованных и сбалансированных между собой цен. Роль цен сельскохозяйственных товаропроизводителей на данном этапе двоякая.
Цены должны, с одной стороны, выступать гарантом доходности, с другой, стимулировать рационализацию сельскохозяйственного производства, тем самым отыскать затраты, не подлежащие возмещению.
В силу изложенного следует гарантировать только возмещение нормальных затрат. А регулируемые цены будут отражать нормальные затраты, включая вознаграждения за управление хозяйством. Товаропроизводителя нужно заранее информировать об уровне регулируемых цен. в инфляционных ситуациях эти цены надо индексировать. В сочетании с обеспечением сбыта всей товарной продукции гарантия цен, а значит, и доходов, создает условия для стабилизации сельскохозяйственного производства, и, следовательно, продовольственного рынка.