Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Образовательная интерпретация понятий “стратегический план” и “гражданское общество” объединяет их в единое целое через процесс социального проектирования.
Если гражданское общество является показателем способности человеческого социума жить руководствуясь внутренне принятыми, а не навязываемыми извне нормами организации своей деятельности, то стратегический план является формой организации воли человеческого социума соблюдать эти нормы.
На этой основе социальное проектирование рассматривается как специально организованная образовательная деятельность по актуализации потенциала саморазвития сообщества.
Концептуальную основу социального проектирования составляет ценности и цели гражданского общества, а процессуальную основу алгоритмы и технологии стратегического планирования.
Базовые принципы социального проектирования:
Принцип “проживания” обществом новых ценностных оснований своей деятельности, своих норм взаимодействия. Социальное проектирование по сути представляет собой процесс “проживания” обществом своих текущих проблем и “сегодняшних” интересов в системе ценностей гражданского общества в идеальном состоянии мыслительной деятельности. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам стратегического планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт гражданского взаимодействия.
Принцип саморазвития. Источником социального проектирования гражданского общества может быть лишь потребность самого общества в саморазвитии. “Демократия... может способствовать сохранению свободы, но она не может созидать свободу там, где граждане не нуждаются в свободе” (К.Поппер). Стратегический план это лишь условие развития сообщества, порождающее его гражданскую активность, но отнюдь не схема конкретной политической или экономической системы, заимствованной извне. Гражданское общество “представляет собой концептуальную оболочку, которую нужно заполнить конкретным содержанием” каждому обществу в отдельности (Дж. Сорос). Социальное проектирование предлагает лишь технологичные приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание стратегического плана каждый раз формируется сообществом в меру его представления о своем желаемом будущем. Социальное проектирование это лишь условие развития, востребуемое лишь обществом открытым своему будущему.
Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новых коллективных норм и правил, не зафиксированных в существующем законодательстве. Способность субъектов социального проектирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствует о сформированности правовой культуры личности, общества в целом, государственных структур.
Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование базируется на формировании таких качествах социальной компетентности как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. “Единственная твердая и прочная основа свободы есть критицизм, сознание относительности всех человеческих верований и стремлений, налагающее обязанность уважать всех людей и свободу” (С.Л.Франк). Одновременно социальное проектирование предполагает способность членов сообщества выдвигать позитивные социальные инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Показателем социальной компетентности является работа в обществе различных ассоциаций, фондов, общественных объединений, коммун и т.д.
Принцип непрерывного образования широких слоев населения. Проектирование будущего это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.
Принцип согласования целей и баланс интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального проектирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию баланса интересов, выступающей основой и гарантом гражданского общества.
Принцип открытости будущему. Он предполагает способность субъектов социального проектирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей развития сообщества, и способность к выдвижению таких целей.
Принцип автономности сообщества. Этот принцип в социальном проектировании выделяет в качестве проектируемой структуры отдельно взятое сообщество. Сообщество может представлять разные масштабы организации: сельский населенный пункт, малый город, крупный город, регион и т.д.
Автономность сообщества базируется на основе соблюдения единой социальной справедливости для каждого члена сообщества. Социальная справедливость не означает требование равенства уровней жизни всех членов сообщества. Она означает равенство возможностей для самореализации всех членов сообщества. Это равенство возможностей помогает объединить людей в сообщество через общепринятое и гарантируемое в данном сообществе качество жизни людей.
Во внешней среде сообщества безусловно существуют другие модели качества жизни, так, например, Санкт-Петербург представляет своим жителям на порядок выше возможностей, чем города и села Ленинградской области. Поэтому принцип автономности в социальном проектировании помогает не сравнивать разные модели качества жизни по оценке “хуже”, “лучше”, а признать право на существование и собственную логику развития разных моделей в разных сообществах.
Этапы разработки стратегического плана города достаточно полно представлены в работах Б.С. Жихаревича, В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина, Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой.
Алгоритм социального проектирования дополняет эти этапы образовательной функцией, позволяющей целенаправленно использовать процесс разработки стратегического плана как процесс формирования гражданского сообщества жителей города.
В результате такого дополнения город будет иметь не только документ, раскрывающий перспективы его развития, но и сообщество горожан, связывающих перспективы своей жизни с выполнением этого плана, городские органы власти, профессионально и открыто обсуждающие свои действия с горожанами, инициативную молодежь, включенную в созидательную жизнь города, стабильную и обстановку в городе.
Социальное проектирование придерживается правила, что методы разработки Стратегического плана должны соответствовать нормам его будущей реализации. Иными словами разработка плана уже является первым этапом его реализации.
Поэтому социальное проектирование начинается с подготовительного этапа.
Подготовительный этап
Результативность развития любой социальной системы на 70% (А.И.Пригожин) определяется отношением руководства данной системы к самой проблеме развития. Поэтому процесс социального проектирования начинается с диагностики сформированности мотивов руководства отдельных муниципальных образований к перспективам развития своего города, села, волости, области и т.д.
Такая диагностика проводится в форме информирования руководителей региона о методологии стратегического проектирования развития социального общества. В ходе такого информирования происходит самоопределение руководителя к понятиям “Социальное развитие”, “Управление социальным развитием”, “Базовые ценности развития сообщества”, “Качество жизни”, “Гражданское общество”, “Стратегические цели развития”.
Результатом этого этапа является сформированность (или ее отсутствие) готовности руководителя к принятию на себя ответственности за стратегическое развитие региона.
Готовность руководителя к принятию ответственности проявляется в решении создать специальную аналитико-проектную группу специалистов по методикам стратегического планирования. Группа создается не для написания документа, а для организации долгосрочного процесса стратегического планирования, поэтому в ее основе представлены жители данного региона специалисты в разных областях деятельности. Обучение специалистов данной группы проводится по специальным программам в консалтинговых центрах (например, МЦСЭИ “Леонтьевский центр”).
Первый этап
Вовлечение широких слоев населения региона в процесс стратегического планирования. Для этого проводится информирование населения о целях и методах стратегического планирования в СМИ, через систему образования, через систему специально создаваемой для этой цели гражданского образования горожан.
По завершении данной информационной кампании проводится мониторинг, позволяющий выявить социальный потенциал развития города, села, области. Проведение мониторинга дает возможность:
определить количественно (в процентах) часть населения региона, связывающую судьбу с перспективами развития своей “малой Родины” (местом жительства);
выявить социальную стратификацию этой части населения.
Второй этап
После выявления количественного и качественного состава группы населения, связывающей свои жизненные планы с перспективами развития социума, организуется их консолидация в процессе совместной работы по определению модели “качество жизни” в регионе.
Создание модели “качество жизни” организуется посредством применения как качественных, так и количественных методов работы с населением. К ним относятся, в частности: интервьюирование, социологические опросы, игротехнические мероприятия и др.
В ходе этой работы предполагается широкое вовлечение школьников к работе со взрослым населением (прежде всего со своими родителями). По результатам опросов и интервью с родителями школьники пишут сочинения “Жизненные ценности личности в моем городе”, участвуют в игре “Житель нашего города”.
Аналитико-проектная группа, обобщив все результаты работы жителей над моделью “качество жизни” в регионе, городе, селе проводит широкомасштабную работу по ее коррекции, принятию на личностном уровне, презентации.
Инструментарий этого этапа опубликован в Методических рекомендациях для учителя Московского района Санкт-Петербурга .
Третий этап
На основе желаемой модели “качества жизни” жителя города (села, области и т.д.) разрабатываются критерии анализа существующего положения в городе по структурным характеристикам, составляющим данное качество жизни.
Отталкиваясь от модели желаемого “качества жизни”, можно проранжировать наиболее важные для жителей проблемы их жизни по степени значимости.
Аналогично составляется ранжированный, по мнению горожан, перечень сильных сторон жизни в городе.
На основе этой работы составляется итоговый документ - SWOT-анализ социальной ситуации в городе.
Четвертый этап
SWOT-анализ, оформленный аналитико-проектной группой в целостный документ, является отправной точкой для организации работы с различными группами горожан по выработке осознанных и согласованных направлений стратегического развития региона.
После обсуждения, коррекции, согласования и дополнения 4-7 направлений стратегического развития города становятся основой социального заказа жителей по развитию города к системе управления.
Утверждение этих направлений системой управления в качестве документа организующего и направляющего ее работу создает основу для социального партнерства в регионе между властью, обществом и горожанином.
Пятый этап
На основе согласованного и принятого на четвертом этапе социального заказа населения управленческий аппарат региона формулирует стратегические цели развития региона и разрабатывает под каждую из них целевые программы их реализации. Данные цели и целевые программы представляют собой концептуальные и процессуальные основы организации пространства социальной и личностной самореализации каждого жителя региона.
Шестой этап
Данный этап работы по социальному проектированию имеет целью создание системы гражданских инициатив, как фактора социального развития региона.
Для этого создается и реализуется специальная образовательная программа по гражданскому образованию для населения. Такая программа знакомит население региона с основными целевыми программами по его развитию, стимулирует к созданию собственных стратегических инициатив по их реализации и помогает оформить инициативы в соответствии с нормативными, финансовыми и правовыми требованиями.
Примером такой программы является реализуемая в Санкт-Петербурге образовательная программа для учащихся 10-11 классов “Основы социального проектирования”, имеющая свой районный аналог “Я буду жить и работать в Московском районе Санкт-Петербурга”.
Важнейшим элементом этого этапа является организация и проведение руководством региона конкурса социальных инициатив жителей по стратегическому развитию региона (города, села, области и т.д.). Данные социальные инициативы выступают, как адресное наполнение “снизу” целевых программ развития региона конкретными мероприятиями.
Седьмой этап
На этом этапе аналитико-проектная группа проводит обобщение всех материалов, созданных на предыдущих этапах, в согласованный жителями и системой управления регионом “Стратегический план развития города (региона, области и т.д.)”.
Стратегический план в этом случае содержит в своей структуре систему наиболее важных для развития региона социальных инициатив и систему их организационной, финансовой, информационной поддержки со стороны Администрации региона.
81.Эффективность использования ресурсов муниципального образования
В условиях, когда у местных органов власти нет возможности существенно увеличить доходную часть бюджета, а непосредственное сокращение расходов с социальной точки зрения неприемлемо, для муниципалитетов остается возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности деятельности. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания, результаты часто проявляются не сразу, эффект может носить краткосрочный характер. Однако это важнейшее направление работы местных органов власти, требующее постоянного контроля.
Информация об эффективности деятельности позволяет муниципальным служащим, представительным органам власти, обществу держать под контролем работу муниципальных служб, оценивать результаты того, как используются общественные средства. Если эффективность оценивается в динамике, то пользователь информации может следить за улучшением или ухудшением положения дел и их текущим состоянием. Оценив эффективность конкретного вида деятельности, руководитель муниципальной службы поймет, на что необходимо обратить внимание и как действовать, а затем те же оценки покажут, улучшаются ли результаты благодаря выбранным мерам.
Необходимость отчитываться за эффективность деятельности служит и для мотивации, особенно если контрольные показатели устанавливаются заранее и фактически достигнутые результаты сверяются с ними. Это требует особенно осторожного подхода к выбору показателей эффективности деятельности. Использование некорректного показателя может привести к тому, что исполнители будут пытаться путем искусственных манипуляций создавать видимость увеличения производительности работы, хотя на самом деле эффективность может оставаться на том же уровне или даже ухудшиться. Существует множество характеристик эффективности. В общем виде все показатели измерения эффективности могут быть разделены на технические и экономические.
Техническая эффективность обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Такой подход, позволяет формулировать критерии эффективности и ставить цели по их достижению. Понятие технической эффективности для муниципалитетов предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб потребностям населения.
При подобном подходе техническая эффективность оценивается путем изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Кроме того, необходимо путем опросов оценивать побочные негативные для общества последствия, т.е. не возникают ли в связи с деятельностью муниципальных служб новые запросы или проблемы. Для сравнительной оценки и анализа важно, чтобы показатели технической эффективности были разделены по районам, типам строений, демографическим признакам обслуживаемого населения (пол, возраст, национальность, доход), характеристикам обслуживаемых юридических лиц и т.п. Это облегчает анализ потребностей и помогает планировать работу в соответствии с нуждами населения.
Использование только количественных технических показателей может привести к неверным заключениям, если они не отражают качества работы. Так, техническая эффективность работы общественного транспорта зависит от множества факторов: числа перевезенных пассажиров, безопасности, удобства, скорости поездок, оперативности и надежности обслуживания и др. Например, бригада дорожных рабочих, через короткое время снова вызвана на место, чтоб заделать ту же выбоину, которую она плохо заделала в прошлый раз. Информационная система, принятая большинством служб, засчитает в качестве результата работы две починки, тогда как на самом деле дорога отремонтирована один раз. Получается, что плохая работа повышает эффективность бригады в два раза по сравнению с хорошей.
Основной способ решения проблемы — вместе с количественными показателями технической производительности приводить соответствующие качественные показатели, показывающие качество услуг, например, число допущенных ошибок. Если речь идет о ремонте дорог, о качестве можно судить по числу заделанных трещин, которые не открылись вновь за определенное количество дней после ремонта. Необходимо использовать контроль качества, гарантирующий, что каждая единица продукции соответствует существующим стандартам и нормам. Для контроля качества иногда требуется дополнительная информация, которую можно получать путем выборочных проверок. Одновременное использование показателей количественной и качественной оценки позволяет проанализировать, не происходит ли рост эффективности за счет снижения качества работы.
Важная качественная характеристика технической эффективности многих услуг — оперативность, отражающая время реагирования на срочный вызов или запрос, соответствие установленному графику или срокам выполнения работы по удовлетворению запроса. Оперативность неотложных служб — милиции, пожарных, скорой медицинской помощи обычно оценивается в минутах с момента вызова или сообщения до прибытия на место. Кроме среднего времени реагирования может применяться еще один критерий — процент случаев, когда помощь была оказана в течение определяемого внутренним нормативом времени. Показатели оперативности аварийно-ремонтных служб зависят от конкретных обстоятельств. Одним дорожно-ремонтным службам ставится задача как можно быстрее заделывать каждую выбоину, другим — начинать работу немедленно только в случае угрозы для безопасности дорожного движения, а прочий ремонт вести в такое время, чтобы не создавать излишних препятствий движению транспорта.
Помимо различных количественных и качественных критериев, техническая эффективность часто зависит от конечного результата деятельности по оказанию услуг.
При оценке технической эффективности муниципальные службы используют преимущественно показатели, поддающиеся прямому измерению — число задержанных лиц из объявленных в розыск, число профилактических инспекций, единицы выполненной работы, даже если они не отражают конечного результата работы для общества. Очень сложно оценивать косвенные результаты, например, эффективность профилактической деятельности, поскольку подсчитать, сколько аварий, пожаров, преступлений и т.п. было предотвращено благодаря этой деятельности, практически невозможно. Однако очевидно, что профилактические работы приносят значительную экономию расходов, поскольку избавляют общество от будущих затрат на устранение негативных последствий.
Пожарные службы выполняют важную функцию по локализации очагов возгорания. Без вмешательства пожарных огонь мог бы беспрепятственно уничтожать материальные ценности на больших площадях, перекидываясь со строения на строение. Кроме того, пожарные часто осуществляют функции по спасению людей, проводят разъяснительную работу, следят за соблюдением правил противопожарной безопасности. Органы правопорядка, благодаря патрулированию, оперативно-розыскным мероприятиям, предупреждают правонарушения, что позволяет предотвратить материальные и людские потери. Профилактическое медицинское обслуживание населения позволяет выявить заболевания и вылечить их на ранней стадии, снизив затраты клиник. Своевременный текущий ремонт, покраска, регулярная инспекция снижают необходимость капитального ремонта и реконструкции.
Наиболее распространенный способ оценки эффективности деятельности муниципальных служб заключается в сопоставлении данных по объему полученной продукции к численности работающих и затратам. По отдельным работам могут дополнительно представляться данные по качественным характеристикам услуг, в частности, по их оперативности, эффективности. Этих показателей обычно вполне достаточно для руководителей нижнего звена, где численность штата и бюджет в целом остаются стабильными на протяжении года. Однако для высшего руководства, выборных должностных лиц и общества такой набор данных не позволяет должным образом оценить огромный объем информации и проследить за тенденциями производительности.
Показатели производительности вычисляются обычно как соотношение полученного результата с затратами труда, капитала или энергии, или как соотношение полученного результата с совокупностью всех затраченных ресурсов — труда, капитала и потребляемых услуг. Хотя последний подход, известный как концепция многофакторной производительности, считается более правильным, наибольшую популярность получило использование показателей трудозатрат. Во-первых, трудозатраты составляют около 70% всех расходов государственных и муниципальных организаций, а во-вторых, получить достоверные данные, необходимые для расчета многофакторной производительности обычно затруднительно.
В целом, оценка затрачиваемых ресурсов производится путем калькуляции затрат на все ресурсы, затраченные на получение результатов. При оценке затрат на трудовые ресурсы прежде всего следует учитывать затраты на уровне непосредственных исполнителей, дающих конкретный продукт. Если служащий выполняет несколько обязанностей по разным видам деятельности, которые дают разные результаты и существенно отличаются по затратам труда, надо отдельно оценивать производительность по каждому из них. При подсчете затрат надо учитывать денежную стоимость комплектующих, материалов, оборудования, зданий и сооружений, приходящихся на каждый вид деятельности. При учете стоимости капитального оборудования, зданий и сооружений их не следует включать в общие затраты за тот год, когда были сделаны капиталовложения, так как в таком случае получится искаженная оценка производительности. Капитальные затраты нужно распределять равномерно в течение всего срока службы.
Оценка результата является наиболее сложным делом в анализе производительности, провести ее в государственном секторе гораздо труднее, чем в частном. Поскольку многие муниципальные службы не производят товары, результат их деятельности бывает сложно выявить и количественно определить.
Существенную сложность представляет и то, что оценка результата муниципальных служб должна содержать и показатель качественного воздействия на население, пользующееся услугами.
Выбирая критерии оценки результата деятельности муниципальных служб, необходимо определить конечные, с точки зрения службы, единицы. Выделяемые единицы должны отвечать следующим требованиям:
— относительно простой и достоверный учет;
— достаточная однородность;
— незначительно изменяться со временем;
— возможность отражения качественных характеристик;
— отражать основные выполняемые службой работы.
Для сравнения показателей производительности различных служб и подразделений критерии деятельности и единицы получаемого результата должны быть достаточно детализированы, чтобы можно было сравнивать однородные классы услуг. Если результаты не отражают разницы в качестве, или часто меняются, то полученные показатели по разным службам и подразделениям не могут корректно сопоставляться между собой.
Большинство оценок результата не отражают качественные характеристику услуг. Поэтому повышение ценности результата для потребителя, не связанное с изменением процесса производства обычно не получает должного внимания. Расширение объема муниципальных услуг за счет снижения качества не может рассматриваться как повышение производительности. Сокращение же объема оказываемых услуг с целью повышения качества при тех же затратах не обязательно должно рассматриваться как падение производительности. При оценке производительности значительно отличающиеся по качеству результаты следует рассматривать как разные.
Для оценки многих муниципальных услуг можно применять нормативы труда — нормы времени, за которое должна быть сделана конкретная работа, или стандартное количество единиц работы, которая должна быть выполнена в отведенную норму времени. Нормативы труда полезны только в тех случаях, когда производится стандартная продукция или получаются стандартные измеримые результаты, например, при ремонтных работах, а также когда выполняются повторяющиеся стандартные операции.
Различные нормы и нормативы могут применяться:
— для разработки прогнозов и планов;
— для текущего контроля состояния исследуемого объекта на предмет выполнения или превышения норм расхода сырья на единицу продукции;
— в последующих исследованиях для контроля и диагностики причин отклонений в результатах работы.
В своей совокупности нормы служат расчетной базой для планирования и организации работ, являются основой учета и контроля за использованием ограниченных ресурсов.
Исходя из технико-экономических норм определяется потребность в оборудовании, материалах. Нормы по труду являются основой для исчисления заработной платы. Выполнение норм служит важнейшим показателем при оценке работы каждого звена и отдельного работника.
Под нормой понимаются максимально допустимые затраты рабочего времени на единицу продукции, вид работы, либо минимально допустимый выход полезного эффекта на единицу затрачиваемого ресурса.
Нормативом является составляющая нормы, характеризующая микроэлемент затрат производственных и трудовых ресурсов. Под нормативом также понимается укрупненная величина, рассчитанная по отношению к комплексному показателю.
Нормы и нормативы, используемые в практике муниципального управления, должны быть обоснованными и системными, охватывать всю совокупность используемых ресурсов. Обоснованность норм определяется правильным выбором объекта нормирования, вида нормы и научным методом ее установления.
Нормативы могут группироваться по объекту нормирования, периоду действия! масштабу применения, степени детализации. По объекту нормирования различают нормы, регламентирующие использование различных видов ресурсов и направлений работы. Отдельно выделяют нормы по труду; использованию орудий труда, ресурсов; организации производственного процесса в целом.
Нормы качества конечного продукта утверждают допуски на параметры, характеризующие потребительские свойства продукции. По периоду действия выделяются оперативные, среднегодовые и плановые нормы. По степени детализации различают нормы на операцию, на услугу, нормы на группу или организацию.
Групповые нормы устанавливаются на основе индивидуальных норм как средневзвешенной величины. Эти нормы устанавливаются на группу услуг в натуральном или стоимостном выражении и используются при планировании.
Нормы на организацию устанавливают обезличенные затраты на условный вид продукции. Их используют при оценке эффективности работы службы или организации, укрупненного анализа использования ресурсов для прогнозных расчетов.
Система производственных норм не имеет универсального характера. В различных организациях, службах, предприятиях имеются свои особенности в номенклатуре применяемых норм, в методах их определения. Обоснованность норм и нормативов зависит во многом от методов их разработки. При опытном методе норма определяется на основе наблюдения за выполнением аналогичных работ или оказанием однотипной услуги в предшествующий период времени.
При опытно-статистическом методе используются статистические данные о затратах рабочего времени или количестве оказанных услуг в единицу времени, затратах материалов на единицу конечного продукта и др.
При расчетно-техническом методе нормы устанавливаются на основе расчетов, определяющих потребность времени и ресурсов на изготовление единицы конечного продукта, согласно технических государственных стандартов.
При аналитически-расчетном методе одни элементы нормы определяются техническим расчетом, а другие — на основе анализа передового опыта и учета достижений лучших из аналогичных служб и предприятий.
Качество норм должно регулярно проверяться, а устаревшие нормы — заменяться. В отдельных организациях принимаются нормы, разработанные исходя из прошлого опыта, из которого выводится, какой объем работ в среднем способны выполнять организация, коллектив, бригада или работник, получая определенное количество результатов стандартного качества. При этом способы получения результатов часто в расчет не принимаются, и есть риск утвердить нормативы, в которых заложены неэффективные методы труда.
Технические нормы разрабатываются путем тщательного анализа рабочих процессов и отбора оптимальных технологий и методов труда, гарантирующих эффективность и безопасность, обеспечивающих определенный уровень качества. Технические нормы рассчитаны не на лучших, а на средних работников, имеющих стандартную для данных обязанностей квалификацию. При разработке технических норм учитываются перерывы в работе, время на отдых, личное время.
Однако как бы тщательно не разрабатывались нормативы, их нужно периодически пересматривать, проверяя, соответствуют ли они новым процедурам, оборудованию, составу и численности рабочих коллективов, методам обучения, стандартам качества, требованиям безопасности и другим меняющимся характеристикам. Поскольку в постоянно меняющейся рабочей обстановке технические нормы быстро устаревают, разрабатывать их для каждой функции, которую выполняет организация, нерационально.
При разработке и внедрении новые стандартов или требований к отчетности, следует учитывать то, как они повлияют на стоимость услуг. Введение новых стандартов качества, безопасности, новой отчетности и др., фактически, изменяет сложность рабочей нагрузки персонала, и это необходимо учитывать при расчете показателей эффективности. В противном случае может оказаться так, что руководство, стремясь повысить эффективность производства, введет такие новые стандарты и отчеты, выполнение которых займет много рабочего времени, и, тем самым, положительный эффект от их внедрения, скорее всего, не окупит потери времени. Поэтому желательно стараться, чтобы нововведения не повышали уровень нагрузки, например, внедрение автоматической отчетности, не увеличит объем бумажной работы и эффективность, скорее всего, останется на достигнутом уровне, независимо от изменившихся стандартов и отчетов.
Показатели экономической эффективности муниципальных служб измеряются как соотношение ресурсов, затраченных на деятельность государственных служб, к объему оказанных услуг. Затраты можно оценивать в денежных единицах, в затраченном рабочем времени, затраченном бензине и т.п.
Наиболее объективным было бы измерение экономической эффективности как отношения затрат к результатам или результатов к затратам, например, затраты на километр пробега общественного транспорта. Если организация считает, что вести калькуляцию затрат нерационально, можно использовать косвенный контроль, в ходе которого отдельно оценивают техническая эффективность обслуживания клиентов и объем затрачиваемых ресурсов, не сводя их в единый показатель. Можно, в частности, оценивать оперативность и ресурсы, затраченные на увеличение скорости реакции на срочные заявки, а со временем оценить выигрыш в экономической эффективности, не проводя непосредственных ее измерений. Это происходит, если время выполнения заявки сократилось, а затраты не выросли, или сокращение времени в процентном выражении превышает прирост затраченных ресурсов, более эффективной организации и технического оснащения время выезда пожарной команды сокращается на 50% — с 20 до 10 мин. — без увеличения штата диспетчеров, пожарных или парка машин. Однако всегда следует анализировать, насколько эффективность возросла за счет понесенных затрат, а насколько за счет других факторов. В частности, оперативность может повышаться за счет сокращения числа вызовов, при этом могут увеличиться средние затраты на каждый вызов.
Рассчитать экономическую эффективность с достаточной точностью часто гораздо сложнее и дороже, чем техническую, из-за трудностей оценки затрат. Иногда единственный показатель экономической эффективности может отражать сразу несколько характеристик, но чаще необходимы несколько показателей, использующих ключевые аспекты технической и экономической эффективности, прибыльности, затрат или доходов. Однако в любом случае нужно помнить о важности многомерной оценки производительности государственных служб, каждый раз учитывая степень соответствия услуг потребностям общества и клиентов.
Различие в уровне показателей экономической эффективности многих служб может быть вызвано не хорошей или плохой работой, а разной по сложности рабочей нагрузкой. Для более точной оценки можно рассчитывать общий показатель экономической эффективности, одновременно подсчитывая процент работ, выполненных на каждом из уровней сложности. Определив, какие финансовые расходы или какой уровень затрат рабочего времени требуются на каждом уровне сложности, можно определить весовые коэффициенты для каждой единицы работы в зависимости от относительного уровня сложности и доли определенного вида работы в общем объеме затрат рабочего времени. Затем нужно проводить регулярные расчеты показателя экономической эффективности, взвешивая его не по какой-то абстрактной усредненной сложности, а по эмпирически установленным показателям.
Приведем некоторые часто используемые показатели эффективности деятельности муниципальных служб. Для строительства и эксплуатации дорог: затраты на квадратный метр нового покрытия, укладку асфальта, заделку трещин, разметку дорог, проверку их состояния, уборку. Для органов правопорядка: время полного расследования происшествия или розыска преступника и представления данных в суд, стоимость похищенного и возвращенного имущества на час затраченного времени, затраты на час патрулирования, затраты на один вызов, время прибытия на место вызова. Для сбора и переработки мусора: затраты на тонну мусора. Для водоснабжения: затраты на кубометр перекачки, очистки, подачи воды, затраты на метр водопроводных, канализационных труб. Для пожарной службы: затраты на один срочный вызов, время прибытия на место вызова, время, затраты на одну инспекционную проверку. Для контрольно-ревизионных служб: число инспекционных проверок на одного работника за период, время на рассмотрение одной заявки, пла