Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
На рубеже 80-90-х годов Россия вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований являются международные валютные отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует процессу формирования рыночной модели международных валютных отношений в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с эффективной системой рыночного хозяйства, и с учетом особенностей трудного переходного периода от плавной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности.
Российская экономика постепенно эволюционирует в сторону экономики рыночного типа, возрастает воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Однако кризисный характер современного состояния и противоречивость экономического развития самой России в 1991-1997 гг. не приблизили ее к ведущим промышленно развитым странам, а скорее отодвинули к развивающимся странам, что особенно заметно на фоне динамичного развития новых индустриальных стран.
Вместе с тем целый ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются весьма сложными. Одна из них - проблема - привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи.
Однако с точки зрения долгосрочных перспектив Российская Федерация обладает очень большой привлекательностью.
В политическом плане Россия признается страной с переходной экономикой, однако, когда разговор переходит в экономическую плоскость, ее до сих пор относят к странам либо коммунистическим, любо с государственной торговлей, либо с нерыночным хозяйством.
В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической политики, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.
Сегодня Россия не может "выключиться" из мирохозяйственных связей до такой степени, чтобы развиваться преимущественно на базе внутреннего рынка. Не может она и раздробить существующие хозяйственные структуры с целью развития справедливой конкуренции - это приведет не к росту, а к распаду. Поэтому, независимо от обоснованности создания отдельных сверхмонополий, общая тенденция к концентрации в российской экономике закономерна - это естественная реакция недостаточно конкурентоспособного национального хозяйства.
Для России скорее будет приемлем следующий путь развития: ограничить экономическую политику выработкой компромисса между интересами ТЭК, ВПК, АПК, металлургического, лесопромышленного, нефтехимического комплексов и т. д. пропорционально их политическому влиянию и экспортному потенциалу, а также с учетом необходимости выплаты социальных пособий части населения, "неохваченной" развивающимися секторами.
Такая политика на определенном этапе могла бы устроить как российских экспортеров, так и правительства западных стран вкупе с международными финансовыми организациями.
Единственно плодотворный в современных условиях вариант - комплексная стратегия формирования гибкого национального экономического организма, эффективно встроенного в систему мирохозяйственных связей. Целями такой стратегии должны стать:
обеспечение единства внутреннего рынка и включение всех хозяйствующих субъектов (а в идеале - всего населения) в систему его взаимосвязей;
создание диверсифицированного экспортного потенциала, который станет органической частью мировых воспроизводственных структур;
эффективное и полноправное участие страны в международной торговой системе.