Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. На современном этапе развития народного хозяйства цивилизованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта продукция, созданная на базе использования последних достижений развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять потребности человека, снизить общественно необходимые затраты на производство изделий, обеспечить развитие существующих и перспективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конкурентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйственно-производственной деятельности.
В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управления научно-конструкторскими организациями относятся: - выявление потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологического развития и научно-технических достижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное изменение требований рынка к научно-технической продукции в будущем.
При выборе направлений НИР и ОКР, предусматривающих создание новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в соответствии с которой экономическая эффективность совершенствования технических параметров изделий, в зависимости от стадий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое решение в своем развитии имеет предел. Необходим учет особенностей научно-технического продукта. Например, большой период цикла "НИР-ОКР-внедрение". Поэтому в ходе планирования разработок на перспективу возникает задача выявить будущего заказчика научно-технического продукта, формирование возможных требований к продукту, определение оптимального времени на разработку и освоение научно-технического товара.
Принципы экономического стимулирования НТП. Стимулирование - наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса "исследование - производство", их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем.
Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондообразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).