Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Для руководителя, пожалуй, основной является умение организовывать деятельность организации, вовлекать все имеющиеся у него ресурсы, особенно человеческие в эту деятельность, умение обеспечивать максимально эффективную и слаженную работу всех отдельных звеньев организации. Эта черта является основной, поскольку именно от умения руководителя организовать деятельность зависит, будет организация нормально работать или нет.
Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя.
Существуют различные модели, например модель "трижды-семь", разработанная Михайловым Я. В. Она содержит 3 уровня по 7 требований.
1 уровень - важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества, без которых невозможен успех работы.
2 уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.
3 уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными.
Квалификационная модель менеджера "Трижды семь"
1. Функциональные требования:
1. 1. Понимание людей.
Психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние личности.
Психологический такт - умение найти нужную форму общения.
Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.
1. 2. Качества лидера.
Способность понять, выразить и отстоять интересы людей.
Желание брать ответственность на себя.
Способность неформально влиять на окружающих.
1. 3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.
Грамотный выбор стиля руководства.
Эффективная мотивация.
Умение организовать подготовку и принятие решений.
1. 4. Компетентность.
Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации.
Знание основ трудового и хозяйственного законодательства.
1. 5. Способность предвидеть развитие событий.
1. 6. Умение ставить цели. (необходимо для планирования).
1. 7. Способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль. (для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).
2. Сервисные основные
2. 1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. Осознание целей позволяет менеджеру судить насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в решениях. Менеджер не способный прояснить личные цели не сумеет грамотно ставить цели перед коллективом.
2. 2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности. Проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям.
2. 3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей. Качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое приходится преодолевать.
2. 4. Владение стратегией эффективного мышления. Имеется в виду способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное.
2. 5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
2. 6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, в том числе: единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к недостаткам, но терпимость к людям, забота о персонале.
2. 7. Здоровье физическое и психическое достаточное для обеспечения требований к менеджеру.
3. Сервисные дополнительные
3. 1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы.
3. 2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других.
3. 3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики.
3. 4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях.
3. 5. Способность находить необходимую информацию.
3. 6. Знание технических возможностей современной оргтехники.
3. 7. Способность коротко и ясно говорить о деле.
Целеполагание в планировании
Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения. Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель - есть "контур" плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля рынка, гибкость, устойчивость.
При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы успеха фирмы, например:
1) выбор продукта с потенциалом роста;
2) выбор продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке.
Система показателей, к которым стремится фирма:
экономичность,
действенность,
качество;
производительность;
инновативность;
прибыльность.
Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему. Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней среды. Поэтому для успеха организации цель должна:
1) соответствовать системе ценностей, принятых в организации;
2) обеспечиваться адекватными ей средствами;
3) не противоречить целям более высокого порядка;
4) быть реально осуществимой;
5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с учетом возможных побочных эффектов;
6) формулироваться доступно, конкретно, ясно, кратко, однозначно пониматься;
7) сложные цели должны быть структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям эффективности.