Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
В депрессивных, доатционных регионах в результате целого ряда проблем внутреннего характера, а также проводимых в 1990-е гг. прошлого столетия "реформ" инвестиционная деятельность практически прекратилась, а их экономический потенциал снизился до критических отметок. Дальнейшее падение экономического потенциала этих регионов означают невозможность его восстановления. В таких условиях чрезвычайно актуальным становятся исследования проблем, связанных с эффективным использованием и своевременным воспроизводством ресурсного потенциала всех субъектов экономической сферы, как основы инвестиционного подъема и средства реализации жизненно-важных для региона программ. Основой ресурсного потенциала любого субъекта инвестиционной деятельности являются ресурсы, которыми он располагает. В настоящее время к вопросам формирования и использования ресурсов на региональном уровне сформировались подходы, определяющим фактором в которых является оценка потенциала как основы имиджа субъекта и на этой основе его рейтинга среди других аналогичных субъектов экономической деятельности.
Основой методологического подхода к проблеме ресурсов региона должна быть идея их достаточности для его жизнеобеспечения и развития и согласованности (баланса) различных видов ресурсов. Необходимо отметить, что такие расчеты имеют целью не только обоснование хозяйственных процессов, но и являются важнейшей составляющей общей оценки самодостаточности экономической системы региона, а также перспектив сохранения этого состояния. При определении достаточности аналитические подходы для различных групп ресурсов могут быть различными. С практической точки зрения наиболее важным является анализ достаточности восполняемых ресурсов. В этом случае в общей системе анализируются процессы формирования объемов и тенденций использования, объемов и темпов изменения размеров накопления ресурсов, а также показатели их воспроизводства. Во многом достаточность зависит от правильной постановки и решения задачи оптимизации структуры ресурсов региона. Очевидно, если оптимизации добиться не удалось, то по одним видам ресурсов будет иметь место их излишняя масса, а по другим – дефицит. Наличие перспектив использования в основном зависит от оптимизации структуры. Ресурсы могут быть использованы только в комплексе. В подавляющем большинстве случаев отдельно каждый вид ресурсов не может использоваться. Отсюда вытекает требование системного использования ресурсов и их соответствующего формирования. Реализация этого принципа позволяет добиться синергического эффекта при использовании ресурсов, когда каждый из видов, входящих в общую систему ресурсов дает не только количественную прибавку, но и возможность реализации качественно новых задач в экономической сфере. Не менее важным является вопрос организации эффективного использования первичных (невосполняемых) природных ресурсов. Основная концептуальная посылка в этом случае – увеличение срока использования при сохранении активной экономической деятельности.
О методах решения этой задачи очень много говорилось и писалось в 80-е гг. прошлого столетия. Выстраивалась достаточно глубоко проработанная система, краеугольным камнем которой являлись режим экономии, комплексное использование сырья, внедрение безотходных технологий, рост квалификации персонала. Эти задачи и сегодня в России чрезвычайно актуальны. В свое время необходимых инструментов решение этих задач создано не было. Причиной, видимо, послужило то, что в условиях распределительной экономики соответствующие программы не были достаточно мотивированы. Сейчас сама суть деятельности хозяйствующих субъектов в рыночных условиях толкает их на решение указанных проблем. Возможность сохранения в перспективе активной хозяйственной деятельности в регионе, по мнению авторов, во многом будет зависеть от создания эффективной системы управления ресурсами региона. Основная концептуальная посылка при создании такой системы – включение этой составляющей во все концептуальные документы развития регионов и вовлечение в этот процесс всех субъектов хозяйственной деятельности и системы управления в регионе. Хозяйствующие субъекты являются собственниками практически всех вторичных ресурсов, а органы управления представляют интересы государства как собственника первичных ресурсов. Основой функционального подхода к проблеме ресурсов развития региона является механизм формирования, распределения и использования ресурсов развития региона. Формы и методы мобилизации ресурсов юридических и физических лиц были рассмотрены выше. Наряду с поиском внутрирегиональных источников ресурсов развития и участия в федеральных проектах особое внимание должно быть уделено межрегиональному взаимодействию. Среди разных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Развитая и конституционно оформленная экономическая интеграция регионов составляет основу единого экономического пространства страны и содействует, с одной стороны, развитию рыночных отношений на базе свободного движения ресурсных и товарных потоков, а с другой стороны, выравниванию социально-экономических показателей регионов. Межрегиональное экономическое взаимодействие является одним из ключевых источников механизма мобилизации ресурсов для реализации программ развития региона.
Необходимость и широта использования межрегиональных связей как источника привлечения ресурсов в экономику региона должна определяться рамками региональных маркетинговых исследований, описывающих состояние ресурсного и товарного рынков региона, его экспортный и импортный потенциал. Такие исследования позволяют: а) определить возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией; б) установить естественные (по отношению к региону) монополии по продукции и услугам для формирования экономических интересов региона с точки зрения экономической безопасности; в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия предоставляемых ресурсов – что является основным инструментом многих инвестиционных фондов); г) определить круг потенциальных ресурсо-импортеров и товаро- и услугопроизводителей, присутствие которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, заполнить региональные ресурсные и товарные рынки; д) сформулировать экономические интересы региона в экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления межрегионального сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств). Глубина такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей. Возможны дополнительные исследования в разрезе конкретного ресурса или партнера. В целом, межрегиональная интеграция с целью ресурсообеспечения и реализации программ развития образует трехуровневую систему:
1 Взаимодействие с федеральным центром в ходе реализации целевых федеральных проектов.
2 Непосредственное межрегиональное и международное взаимодействие на уровне администрации региона.
3 Деятельность независимых межрегиональных предпринимательских ассоциаций в части установления долговременных хозяйственных связей.
Наиболее важными на данном этапе представляются второй и третий уровень системы. По нашему мнению, возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и в привлечении хозяйственных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных программ развития являются крупные (свыше 100 млн. долл.) и средние (от 10 до 100 млн. долл.) проекты и программы, то межрегиональное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания "мертвой" зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые, например, в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых проектов развития, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона. Что касается третьего уровня системы, то практика образования и работы межрегиональных ассоциаций показывает, что в настоящее время их деятельность является одной из важных организационно-экономических мер по обеспечению социально-экономических интересов регионов в условиях недостаточно сбалансированной федеральной политики в сфере региональных интересов.
Важно отметить, что формы и методы межрегионального взаимодействия по привлечению необходимых хозяйственных ресурсов в экономику региона должны соответствовать и вписываться в общую концепцию реализации программ развития региона без противоречия ее основным целям, коими являются: • обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе, в первую очередь, наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала; • законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;
• оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;
• обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов региона;
• создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;
• создание эффективного регионального, межрегионального и международного механизма реализации региональных программ развития на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты.
Исходя из всего вышесказанного, система управления ресурсами региона должна создаваться как многоуровневая. Первый уровень – механизм вовлечения экономических субъектов в процесс мобилизации и воспроизводства ресурсов. Такой механизм должен основываться на создании не только внешнего имиджа региона, но и внутреннего имиджа органов управления в глазах хозяйствующих субъектов. Средств для формирования этого имиджа в распоряжении органов управления регионом вполне достаточно: налоговая система, ценообразование, протекционизм и т.д. Их формирование и составляет второй уровень указанной системы. Функционирование системы управления ресурсами региона, как органа управления, позволит оптимизировать внешние ресурсные потоки, сбалансировать ресурсную базу для решения общехозяйственных вопросов и реализации программ развития региона. На основе данных о работе системы (анализ ресурсной базы региона, оценка темпов воспроизводства и потребления в разрезе конкретного ресурса или проекта) можно будет квалифицированно определить будущие потребности в ресурсах и степень их соответствия плановым задачам развития.