Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
Институту выборов как в советский период, так и в современный всегда придавалось исключительно важное политическое значение. В нынешних российских условиях, когда осуществляется переход к демократическому правовому государству, выборы выполняют и роль структурирования подлинно гражданского общества, ибо введение принципа состязательности в российскую избирательную практику позволяет более адекватно воплощаться различному общественному мнению в результатах выборов.
Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права". М. В. Баглай смотрит на выборы иначе: "Выборы - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление".
Понятия "избирательной системы" и "избирательного права" носят собирательный характер. В РФ они включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:
порядок избрания Президента РФ;
порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ;
порядок избрания глав администрации субъектов РФ;
порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
порядок избрания органов местного самоуправления.
Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.
При существовании смешанной избирательной системы, основанной на принципах мажоритарной и пропорциональной избирательных систем можно выделить следующие положительные моменты:
под воздействием мажоритарного принципа партии, образующиеся в политической системе являются крупными, что обеспечивает большую разработанность их принципов, работу более профессиональных людей
политическая система функционирует более стабильно
под воздействием пропорционального принципа ситуация, складывающаяся в политической системе, не ограничивается представительством только двух крупных партий, а позволяет участвовать в политическом процессе большему числу партий
ни одна из представленных партий не имеет абсолютного большинства голосов, что является основой для сдерживания конфликтов и поддержания нормального режима функционирования политической системы, когда ни одна из партий не может диктовать свое мнение, опираясь исключительно на подавляющее большинство участников
Однако, кроме того можно выделить и отрицательные тенденции, сопутствующие функционированию смешанной системы.
двупартийность политической системы может привести к выбору не всегда верной политики
в случае, если большее влияние имеют принципы пропорциональной политической системы, то мелкие партии не могут проводить достаточно сильную политику, в результате чего политическая система представляет собой борьбу отдельных мнений
Тема 3. Нормативное правовое регулирование организации и функционирования системы органов государственной власти
Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
Конституция не предусмотрела принятия специальных федеральных конституционных законов в отношении Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в связи с тем, что в России необходима система сдержек и противовесов законодательной ветви власти, а поскольку на современном этапе отсутствует механизм регулирования функционирования политической системы, то приходится искусственно давать большие полномочия Президенту и Федеральному Собранию.