Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
4. Взаимодействие человека и организации
Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные - мундиры, панки - яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.
Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определенные обязательства, дают определенные права. Есть такое выражение "статус обязывает". Стиль поведения, одежда женщины в роли молодой жены, матери, бабушки или руководителя фирмы могут очень существенно различаться, поскольку занимаемая статусная позиция диктует стиль.
Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, "как прилично члену данной группы". Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.
Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.
Власть вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций.
Вознаграждение имеет место в форме и денежной премии, и подарка, и продвижения по службе, и молчаливого одобрения или восхищения. Власть вознаграждения - это власть "пряника". Следование нормам группы повышает статус индивида, дает ему больше уважения, признания, что стимулирует его еще более тщательно следовать групповым нормам.
Власть принуждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть посредством негативных санкций. Так, люди, одевающиеся вопреки нормам группы, могут стать предметом насмешек.
В формальных группах им могут сделать замечание, выговор, что может отразиться на продвижении по службе. В рекламе эта власть используется посредством показа последствий нарушения норм. Например, перхоть на одежде считается неприличным, некрасивым явлением. На страхе оказаться в такой ситуации часто строится реклама шампуня. На страхе отпугнуть членов своей группы неприятным запахом строится реклама дезодорантов и т. д.
Легитимная власть - это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.
Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней сблизиться. Определенный стиль потребления или его элементы рассматриваются как атрибуты групповой принадлежности, поэтому желающие поддерживать свое членство должны следовать этому стилю. Требование может быть как категоричным, так и мягким пожеланием, несоблюдение которого вызывает иронию и насмешку.
5. Вхождение человека в организацию
В процессе решения совместных профессиональных задач сотрудники должны вступать в контакт с целью координации своих действий. От уровня такой координации зависит продуктивность их труда. В свою очередь этот уровень координации является производной величиной от степени совместимости сотрудников. Групповая совместимость – это социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях деятельности совместной.
При комплектовании любой производственной группы необходимо учитывать не только индивидуально-психологические качества каждого человека, но и возможные результаты совместной деятельности, обусловленные процессом соединения этих людей. Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенною целостность. Любая группа не есть простая сумма входящих в неё индивидов. Принцип интегративности предполагает рассматривать группу как единый неразрывно связанный организм.
6. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Каждый человек имеет в своем арсенале более менее обширный диапазон ролей необходимых ему для нормальной адаптации. Однако все эти роли можно условно разделить на две группы: внутригрупповые и индивидуальные. Внутригрупповые роли — это те роли, которые мы играем, находясь в какой-либо конкретной группе. Эти роли мы не всегда можем выбирать, зачастую они формируются стихийно и зависят от очень многих как внутренних, так и внешних факторов. Примером внутренних факторов могут быть особенности темперамента и характера, особенности воспитания, особенности индивидуальной роли. Как пример внешнего фактора можно привести особенности характера, темперамента, поведения и воспитания других членов этой же группы, а так же особенности самой группы (однородность – разнородность, социальные статусы членов группы, цели группы, ценности группы и т. д.).
Роль личности в группе может также определяться его профессией, социальным статусом, материальным достатком, наличием каких-либо способностей и т. д.
Зачастую, роли предполагают наличие пары с определенными отношениями — родитель – ребенок, муж – жена, преподаватель – студент, врач – пациент, рабочий – работодатель.
Индивидуальные роли — это роли, которые формируются в процессе развития самосознания личности и в дальнейшем определяют поведение, характер и даже судьбу, человека.
Индивидуальные роли несравнимо разнообразнее внутригрупповых, поскольку они, по сути, определяют индивидуальность. Их формирование начинается в раннем детстве, как только ребенок вступает в первые контакты, и продолжается на протяжении всей жизни, меняя интенсивность и направленность на разных возрастных этапах.
Наиболее подробной и наиболее распространенной теорией описывающей индивидуальные роли является теория игр и сценариев Берна Э. Он полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы, оформляется в подростковом возрасте и проигрывается потом всю жизнь.
7. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения
Изменение методов управления сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.
Другой немаловажной особенностью менеджмента является концепция непрерывного обучения. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе.
Как порождение концепцией "человеческого потенциала" можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принять решение.
Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального.
В противовес традиционной модели поведения "Х" и "Y" выступает психологическая модель "человеческого потенциала", согласно которой на первый план выдвигается идея о том, что людям требуется возможность применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение. Концепция "человеческого потенциала" защищает такие условия труда, в которых способности работника поощряются к развитию, и уделяет особое внимание развитию у работников стремления к самоуправлению и самоконтролю.
Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностями фирмы в этом сотруднике. При четкой организации мероприятий физическое присутствие руководителя на фирме вообще не обязательно. Это относится к организациям, где доверие к подчиненным является непреложным законом. С другой стороны, необходимо непосредственное участие сотрудника в решении тех проблем, которые без участия именно этого работника будут решаться дольше или будут решены заведомо менее удачно - например, разработка перспективного, нового изделия или освоение нового рынка сбыта. Потребность фирмы в сотруднике определяется такими его качествами, как быстрота реакции, сообразительность и инициатива. При возникновении непредвиденной ситуации такого сотрудника просят вернутся на фирму для участия в решении проблемы.
8. Взаимодействие человека и группы
Группой называется ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития, и т. д.). По различным признакам группы классифицируются на малые и большие, реальные и условные, развитые и низкоразвитые и т. д. Однако основной принцип классификации группы - это степень или уровень ее развития.
Менеджеру в своей работе приходится иметь дело с разными видами групп, но существует нечто общее, некоторые правила, которые могут быть довольно успешно применены на различных группах. О них речь пойдет несколько позднее, а пока бегло осмотрим структуру группы, ее основных членов, при грамотном воздействии на которых можно управлять деятельностью всей группы.
Человек в группе занимает всегда вполне определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться, и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. В соответствии с этим можно выделить людей занимающих такие ролевые позиции в группе, как лидер, "шут", "козел отпущения", "генератор идей" и т. д. Некоторые из этих ролей могут сочетаться в одном человеке, например "генератор идей "и лидер.
Менеджеру необходимо видеть и уметь воздействовать на них, как на особые рычаги управления группой. Воздействовать можно с помощью 5 видов власти, которые в середине 20-го столетия выделили Френч и Рейвен.
1. Власть вознаграждение заключается в возможности вознаграждать за всякое поведение, соответствующее ожидаемому, либо полезному с точки зрения менеджера.
2. Власть принуждения основывается на практике угроз, выговоров, лишения премий и т. д.
3. Власть эксперта основывается на знаниях в какой -либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела.
4. Власть авторитета заключается в уважении или преклонении перед человеком, поступки или решения которого служат примером для других людей.
5. Власть закона имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок (косвенно это относится и к менеджеру) и ее чаще всего поддерживают, используя другие формы власти.
Под ролевым поведением понимается такое поведение, которое предопределяется той ролью, которую человек играет в данный момент или же принял для себя как проявления своей личности.
Ролевое поведение задается содержанием роли и поэтому достаточно предсказуемо. Положительным в этом случае является то, что, во-первых, предсказуемость социально приемлемой роли повышает взаимопонимание и позволяет избежать конфликтов связанных с неоправданными ожиданиями. Во-вторых, предсказуемость некоторых антисоциальных ролей позволяет избегать опасных ситуаций или выбирать оптимальный способ поведения. Отрицательной же стороной является то, что если человек сильно "сжился" со своей ролью, он становится полностью предсказуемым, утрачивает способность спонтанно реагировать, то есть, перестает развиваться. В результате чего, роль, изначально помогающая адаптироваться, в последствии сама становится тем балластом, который мешает человеку двигаться дальше.
9. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения
Человек в группе занимает всегда вполне определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться, и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. В соответствии с этим можно выделить людей занимающих такие ролевые позиции в группе, как лидер, "шут", "козел отпущения", "генератор идей" и т. д. Некоторые из этих ролей могут сочетаться в одном человеке, например "генератор идей" и лидер.
Рассмотрим те общие правила, или шаги, с помощью которых можно просмотреть стадии, которые проходит управление группой. Эти правила стоит принимать во внимание менеджеру и для их осуществления применять наиболее подходящие в данной ситуации виды власти.
1) Оценка потенциальных возможностей людей и распределение между ними ролевых позиций в группе.
2) Раскрыть значение каждого члена для группы и ее работы.
3) Поставить для группы общую цель, заинтересовать группу.
4) Распределить обязанности, ответственность власть и средства.
5) Осудить первые трудности с желанием найти их причины.
6) Предложить группе постоянно квалифицировать свою деятельность.
7) Вначале стабилизировать, сплотить группу, создать в ней благоприятный климат, потом имитировать кризис, чтобы люди учились разрешать противоречия и конфликты.
8) Развить коллективное принятие решений. Авторство присваивать группе, но внутри группы отдавать должное каждому в зависимости от его вклада.
9) Разработать отдельные категории оценки работы в группе и следовать им.
10) Вести коллективный и публичный разбор предложений, т. к. каждый человек видит перспективу.
11) Поддерживать в группе главные ценности, уважение к каждому члену, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократизацию, учет индивидуальных особенностей.
12) Раскрывать смысл, значимость работы и ценность каждого в группе, чтобы никто не чувствовал себя отрешенным.
13) Когда необходимо децентрализовать власть и предоставить полную самостоятельность всем членам группы.
14) Поощрять инициативу и исключить практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибки.
15) Не забывать про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого.
16) Все групповые проблемы разрешать совместно и гласно.
17) Постоянно давать информацию о достижениях группы и каждого чтобы люди знали, что не зря работают.
18) Всем членам группы дать право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса.
19) Назначить одного из членов группы на роль человека, защищающего явно неправое дело, что поможет быстрее принять правильное решение для всех.
20) Выслушивать различные точки зрения и критику так же спокойно, как и то что совпадает с вашей точкой зрения.
21) Отделить усилия по генерированию идей от их оценки, собрать все предложения, а потом обсудить плюсы и минусы.
22) Выслушивать сначала идеи подчиненных низших рангов, затем рангом выше и только потом излагать свои собственные.
Добавить по этому поводу можно то, что для управления группой менеджер должен быть человеком большого опыта, житейского и в области психологии управления. Менеджер должен очень тонко чувствовать ситуацию, видеть в человеке его хорошие и плохие стороны и сообразно этому влиять на человека и группу в целом. Свое влияние на группу можно распространять через ее отдельных членов или влиять на группу, как на отдельного субъекта.
Пути этого влияния, и способы управления должны несомненно диктоваться ситуацией, хотя у менеджера должен быть свой банк ситуаций, которые являются стандартными, хотя и нельзя недооценивать значение творческого подхода в работе менеджера.