Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых использованы определенные принципы, образует налоговую систему.
По своей структуре и принципам построения налоговая система, в основном, отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Она использует набор различных налогов, представляющих собой разнообразные формы налоговых изъятий. А они в свою очередь зависят от источников и форм дохода (прибыль, заработная плата, процент, дивиденд), облагаются или само имущество или акт его передачи (наследования, дарения), доходы формирующиеся в процессе производства или в процесс потребления и т. д.
По субъекту налогообложения все применяемые в налоговой системе налоги делятся на налоги с юридических лиц - когда налоги уплачиваются предприятиями, учреждениями и организациями, предпринимателями при определении ими юридического лица, и на налоги с физических лиц - когда налог и взимаются с населения, граждан и лиц без гражданства: по объекту налогообложения налоги делятся на налоги с доходов (предприятий или населения), имущества (в виде строений, недвижимости), при передаче имущества в наследство, при дарении, а также на определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и при вывозе товаров за границу.
По механизму формирования можно выделить прямые налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода и косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации и потребления товаров и продукции, работ, услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость).
Перечень основных налогов в основном соответствует общепринятому в мировой практике. Хотя российская налоговая система, как и в любой стране, действительно имеет определенные особенности.
Ныне в России, правда только на бумагах, проводится налоговая реформа. Четкую федеративную направленность налоговой реформе придала новая российская Конституция, которая законодательно зафиксировала основные ориентиры реформирования налогов. В 1998 году оно продолжилось с упором на приоритетность прагматических подходов, позволяющих рассчитывать на относительно быструю результативность.
Основные направления налоговой реформы в РФ видятся следующими:
ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены неэффективных нормативных актов, не отчислений во внебюджетные фонды;
расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";
постепенное перемещение налогового бремени на физических лиц;
решение комплекса рублем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
Возможности налоговой политики велики, но при этом различаются в зависимости от того, каков принцип построения государственного бюджета принят в стране. Так при балансировании бюджета на циклической основе роль налогов в управлении экономикой выше, чем при ежегодном балансировании. Более того, при функциональном финансировании роль налогов еще более повышается, что связано с тем, что при этом решаются не только проблемы финансирования госбюджета, но и проблемы регулирования всей экономики в целом.