Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Очевидно, что серьезным препятствием для развития рынка в России стало несовершенство законодательной базы, в том числе - по экспертной деятельности и сертификации товаров и услуг. О путях и возможностях изменения ситуации в этой сфере говорится в нижеследующем материале.
Современные и совершенные технологии, высокопроизводительная и качественная техника, высокая организация труда - насущные требования сегодняшнего времени. Это - единственный путь к качественному и востребованному товару, когда идет естественный отсев, своего рода селекция как производителей, так и реализаторов товаров и услуг. Выживает не просто сильнейший, выживает тот, кто производит качественное. За рубежом этот процесс стартовал не вчера. За десятилетия существования рыночной экономики преуспевающие страны уделяли большое внимание постоянному совершенствованию качества товаров и услуг. В принципе, зарубежный потребитель так же беззащитен перед натиском недобросовестных товаропроизводителей, как и наш. Но все дело в том, что в тех странах торговать некачественным товаром — все равно что подставлять ножку самому себе. Уровень конкуренции, стимулируемый высокой покупательной способностью населения, мгновенно предоставляет потребителю новый или дополнительный выбор. Незадачливого обманщика вытеснят с рынка другие производители аналогичного товара, относящиеся к качеству куда серьезнее.
Подобный процесс начался и у нас в пищевой и перерабатывающей промышленности, где результаты наплевательского отношения к качеству наиболее болезненно ощущаются населением. Скажем, недоброкачественная, с брачком, лопата хоть и не подарок, но она, по крайней мере, не несет прямой угрозы здоровью и жизни граждан, а некачественным майонезом можно просто отравить людей.
Существенными препятствиями развития рынка являются: несовершенство законодательной базы (в том числе по негосударственной экспертной деятельности) и построенная на государственной основе система сертификации товаров.
К сожалению, в общественном сознании еще не оформилось понимание проблемы качества товаров как проблемы, решаемой только с помощью правильно организованной, развитой и разветвленной независимой экспертно-инспекционной службы.
В условиях бурного развития рыночных отношений на территории России и СНГ, либерализации внешней торговли и государственного регулирования все большее развитие получают рыночные механизмы регулирования и контроля внешнеторговых операций. Одним из важнейших инструментов такого контроля должна стать негосударственная независимая экспертиза (на Западе чаще употребляется термин “инспекция”).
Любая западная компания, заключая контракт, вписывает пункт о том, что претензии по качеству товаров и услуг принимаются только при наличии экспертного заключения. Однако у нас сегодня ситуация такова: российские эксперты обслуживают 1-2% всего объема экспортных услуг, а остальные объемы — западные инвестиционные компании. А за рубежом наших экспертов просто нет.
Мы пытаемся убедить российских экспортеров, что наш труд точно так же, как российская нефть, конвертируем, что необходимо, по крайней мере, освоить отечественный рынок, потому что в области экспертизы в России вращаются многие десятки миллионов долларов, которые сегодня либо никем не востребованы, либо уходят из страны. Наукоемкие рынки, к которым относится рынок инспекционных услуг, отдаются зарубежным фирмам без каких-либо оговорок. Возможно, иностранные страховые компании на начальном этапе не будут подписывать договоры на основании заключений российских инспекторов, но к этому надо стремиться. Нельзя построить дом начиная с крыши. Нужно начинать с фундамента. Если бы 10 лет назад мы правильно сориентировались и создали на территории России несколько крупных региональных экспертных компаний, аналогичных “Мосэкспертизе” (например, “Дальэкспертиза”,
“Уралэкспертиза” и т.д.), то на сегодня сохранилось бы большое число рабочих мест, престиж российского эксперта был бы “наработан”, а государственная казна получала бы немалые дополнительные налоговые доходы. Я уверен - найдется немного стран, где контроль качества, особенно качества пищевых продуктов, отдан кому-нибудь, кроме национальных служб.
Сегодня по всей России сертификация товаров и услуг производится Центрами метрологии и стандартизации, подчиняющимися Госстандарту. Но если я одной рукой исполняю, а другой контролирую, то можно сказать, что контроля нет. Эти функции должны быть “разнесены”. Позаботившись об этом заранее, удалось бы избежать многих проблем с качеством - и производственного, и индивидуального потребления.
Полагаю, что за государством должны быть оставлены только контролирующие функции и право делегировать экспертные полномочия независимым организациям. Такая независимая организация не выдаст за взятку “липовое” экспертное заключение, потому что не только эксперт окажется на улице, но и компания лишится возможности проводить эту работу. Другое дело - чиновник, который получает деньги в собственный карман и самое большее, чем рискует - мягким креслом. У нас в “Мосэкспертизе” каждый месяц происходит выемка документов по каким-то уголовным делам, не связанным с самой компанией, но за все семь лет не было ни одного случая, чтобы у следователей возникли мысли о некомпетентности, халатности или преступном умысле наших сотрудников. Причина проста: все эксперты прекрасно понимают, что их ошибка, вольная или невольная, скажется на всем коллективе, и это - верный путь к развалу организации. Не сомневаюсь, если бы вся государственная конструкция создавалась по такой логике, для многих контроль качества стал бы делом жизни.
Независимая экспертная компания “Мосэкспертиза” является многопрофильной; включает в свой состав независимые экспертные компании в Пскове, Брянске, Тольятти, Таллинне, на Сахалине, а также “Национальную Инспекционную Компанию”, “Центр экспертно-аналитических исследований” и Московскую высшую школу экспертизы.
В этой системе при проведении независимой экспертизы и сертификации товаров производится:
проверка уровня качества образцов товаров (продукции), в том числе предконтрактная;
предотгрузочная и приемочная экспертиза (инспекция) товаров по количеству и качеству;
проведение лабораторных испытаний, получение гигиенических заключений и сертификатов соответствия (обязательной или добровольной системы сертификации) на товары, регистрация деклараций о соответствии;
экспертиза по определению уровня качества товаров по потребительским свойствам (и/или по уровню дефектности) и их соответствию действующей НТД;
экспертиза для таможенных целей (определение таможенной стоимости, кодов ТН ВЭД и др.);
экспертиза для страховых компаний: оценка причиненного страхователю ущерба с учетом потери качества и/или количества товаров при наступлении страхового события (случая);
экспертиза эквивалентности обмена товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при осуществлении бартерных операций;
экспертиза для банков: оценка имущества, передаваемого под залог;
экспертиза для судебных органов.
К сожалению, сегодня многие государственные чиновники не горят желанием давать дорогу независимым негосударственным экспертным и сертификационным компаниям. Монополизм государственных организаций при проведении экспертизы, например, в таможенных органах, приводит часто к “простоям” сделок, затягиванию сроков, а иногда и создает возможности таможенным чиновникам для злоупотреблений.
Решить эту проблему, как и проблему повышения качества, можно и нужно путем создания и расширения системы квалифицированной, негосударственной экспертизы и сертификации товаров и услуг.