Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
1. Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).
Предлагаю рассмотреть реакцию спроса на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то в этом случае спрос эластичен. И, наоборот, если реакция слабая и вялая, то значит, что спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна единице.
Таким образом, различают три вида эластичности спроса:
эластичный
неэластичный
с единичной эластичностью.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
2. Мы знаем, что, например, спрос на хлеб практически неэластичен, то есть при увеличении цены на него произойдет пропорциональное увеличение выручки. Если же эластичность спроса на товар высока, то при этом будет происходить не столь пропорциональное увеличение дохода. Реакция потребителей будет адекватна и подскажет им сокращать закупки товара. при этом выручка упадет. Следовательно, чем больше будет выручка от продажи товара, тем меньше эластичность спроса.
Поскольку эластичность спроса на нефть низкая, то есть ориентировочно объем закупок одинаков, то повышение цен на нефть привело к большим доходам. Аналогичные меры страны, экспортирующие бананы или алмазы принимать не могут. В первом случае – быстропортящийся товар, которому легко найти заменитель, с другой стороны - предметы роскоши, цены на которые и так высоки.
3. Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).
Exy=
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффиент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Если перекрестная эластичность товаров положительна, то это товары дополнители - покупка одного товара влечет за собой покупку другого. например покупка компьютера - покупку принтера.
Если отрицательна - товары заменители: различны виды масел. Нулевая- независимые товары-эквиваленты.